/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (9)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Григорьева Вероника Юрьевна

«Книга Инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы»

Григорьева В. Ю. «Книга Инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 7-54
PDF
Данная работа посвящена рукописи РГБ, собр. Барс., №765, которая, по мнению автора, представляет особый интерес для современной русской музыкальной медиевистики. Это список книги «Праздники», сделанный иноком Иосифом Ловзунским — одним из поморских первопустынников 2-й пол. XVII в. «Книга Инока Иосифа» — одно из связующих звеньев между древнерусской певческой традицией и старообрядчеством, поскольку по редакции текста и напева она полностью продолжает дораскольную традицию. Помимо исторической канвы создания и дальнейшего местонахождения рукописи, а также ее палеографического анализа, в статье подробно разбираются приемы редакторской работы инока Иосифа, которые сконцентрированы в его списке как ни в одном другом из известных на сегодняшний день раздельноречных источников. Эти приемы оказались весьма востребованными в среде выговских книжников. Автор статьи сравнивает применение Иосифом Ловзунским и поморскими книжниками призна ков, мены помет, степенных и указательных помет, киноварных помет « s », « о » и , атрибутирующих текстовых ремарок, крюковых киноварных пояснений. Для того чтобы определить роль рукописи инока Иосифа в формировании поморской редакции Праздников, по его списку и поморским источникам были рассмотрены песнопения, принадлежащие не знаменному роспеву, а иным певческим стилям, а также ряд знаменных песнопений и некоторые отдельные строки. Всесторонний анализ рукописи инока Иосифа показал владение им всеми тонкостями знаменного роспева, высокую степень грамотности и незаурядный редакторский талант. Благодаря этому рукопись инока Иосифа хотя и не стала прямым протографом для поморской редакции Праздников, но оказала заметное влияние на формирование певческой традиции на Выгу и стала своего рода «теоретическим руководством».
инок Иосиф Ловзунский, поморская певческая традиция, редакторские приемы, особые киноварные пометы, текстовые ремарки, киноварные подобны

Григорьева Вероника Юрьевна

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

История художественного убранства Благовещенского собора Казанского Кремля

Сарабьянов В. Д. История художественного убранства Благовещенского собора Казанского Кремля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 55-85
PDF
Благовещенский собор является древнейшим памятником Казани. Его строительство было начато непосредственно после взятия города войсками Ивана Грозного. В 1552 г. был заложен первый деревянный собор, а в 1561–1562 гг. псковскими зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем был построен ныне существующий каменный шестистолпный пятиглавый храм. Собор пережил неоднократные перестройки, изменявшие его облик, а внутреннее убранство храма неоднократно гибло от многочисленных пожаров, разорения гражданской войны и небрежения последующих десятилетий. Данная работа посвящена истории иконостасов, икон и росписей Благовещенского собора на основании разнообразных источников.
архитектура, икона, иконостас, настенные росписи, поновления, реставрации, перестройки, источники

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Баталов Андрей Леонидович

Казанский Благовещенский собор и обетное строительство в Казани после 1552 года

Баталов А. Л. Казанский Благовещенский собор и обетное строительство в Казани после 1552 года // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 86-105
PDF
Статья посвящена истории обетного строительства в Казани после присоединения горо- да к русской короне. Программа сооружения храмов в столице побежденного Казанского царства связывается с событиями Казанского похода, сопровождавшегося поклонением Ивана IV «новым» русским чудотворцам, молитвой перед их мощами. Анализируется вы- бор посвящений и места храмов, известных по летописям и Писцовым книгам в Казани середины — 2-й пол. XVI в. Определяется уникальность замысла Благовещенского со- бора, рассмотренного в контексте строительства 1550–1560-х гг. по образцу московского Успенского собора.
обетная программа, строительство по образцу, иконография, русские чудотворцы, Казанский поход, благочестие

Баталов Андрей Леонидович

Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)

Колокольня в структуре архитектурного ансамбля Ростовского Авраамиева монастыря

Михеев А. Е. (Епископ Воскресенский Савва). Колокольня в структуре архитектурного ансамбля Ростовского Авраамиева монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 106-111
PDF
Первая звонница в Авраамиевом монастыре находилась над одним из приделов Богоявленского собора. В XVIII в., когда количество колоколов и их вес значительно увеличились, она была перестроена. В XIX в. в монастыре была построена новая колокольня. Как самое высокое сооружение в монастыре, она объединила вокруг себя памятники более ранних эпох, придав законченность и целостность всему монастырскому ансамблю. Колокольня вписалась в символическую структуру древней обители, заняв место надвратного храма-колокольни.
архитектура, колокольня, монастырь, колокол

Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)

Кирьянова Светлана Александровна

Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Кирьянова С. А. Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 112-126
PDF
В статье рассматриваются подписные иконные образцы, принадлежавшие мастерам, имена которых связаны с таким иконописным центром, как Романов-Борисоглебск, из собрания Музея имени Андрея Рублева. Наряду с образцами таких известных мастеров, как Федор Михеев Архиповский, в научный оборот вводятся прориси иконописцев, имена которых были известны только по архивным данным или не связывались ранее с рассматриваемым центром. Иконные образцы из собрания Музея имени Андрея Руб лева расширяют знания исследователей об иконографическом репертуаре мастеров Романова-Борисоглебска.
иконные образцы, прориси, иконопись, Романов-Борисоглебск, «романовские письма», Федор Архиповский

Кирьянова Светлана Александровна

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Аби Варбург глазами Эрнста Гомбриха: опыт символизма и комментария

Ванеян С. С. Аби Варбург глазами Эрнста Гомбриха: опыт символизма и комментария // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 127-147
PDF
Опыт созерцания произведений искусства, в том числе и относящихся к историческому прошлому, не свободен от переживания и тех условий, что породили произведения искусства. Эти условия в первую очередь связаны с процессом творчества, создания художественного творения, то есть — с психологией тех, кто создавал или заказывал произведения и пользовался ими. Но можем ли мы непосредственно воспринимать то, что происходило в душах людей прошлого, или мы имеем дело со всякого рода символизмом, прежде всего — визуальным? Фигура видного историка и теоретика искусства Аби Варбурга и его творчество свидетельствуют, что историк искусства имеет дело с целой системой символов, которые относятся и ко времени создания художественного памятника, и к более ранним временам, в том числе и доисторическим, где действуют уже законы, не совпадающие с культурными традициями европейского Нового времени. Острое и болезненное переживание этого несовпадения усугублялось у Варбурга и дарвинистскими убеждениями в эволюционно-биологическом характере исторических процессов. Другой великий теоретик искусства — Эрнст Гомбрих — тщательно воспроизводит духовный и сугубо концептуальный опыт Варбурга, чтобы нейтрализовать духовное напряжение, заключенное в жизненном и научном наследии отца иконологии и ярчайшего представителя «психоистории».
психология творчества как психология зрительного опыта и архаических инстинктов; символизм психических феноменов, выраженных визуально; словесное описание этого символизма как преодоление непосредственного контакта с нежелательным содержанием этого опыта

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Беликов Антон Витальевич

Теофания как структурообразующий аспект рефлексии зрительного опыта

Беликов А. В. Теофания как структурообразующий аспект рефлексии зрительного опыта // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 148-170
PDF
Статья посвящена изучению изменений в системе эстетической терминологии, связанных с новозаветными теофаниями, и особенно с темой Преображения. Центральное место занимает вопрос о специфике трансформации античных представлений о восприятии, базирующихся на платонизме, под влиянием идеи Боговоплощения, и связанных с ним концепций теозиса и кенозиса. В основе анализа лежит изучение текста синоптических евангелий и посланий апостолов Петра и Павла. Статья разбирает вопросы относительно влияния Павловых посланий на христианскую теорию образа через его рассуждения, связанные с представлениями о перцепции, изобразительности, мистическом опыте. Особое внимание уделено анализу теории образа у апостола Павла и того смысла, который он вкладывает в термины: Образ (ε¥κ§ν, σχήμα, μορφή), Слава (δόξα), Подобие (ομοιωσις), Образ Ипостаси (χαρακτήρ τής μποστάσεως).
теофания, зрительный опыт, созерцание, форма, образ, икона, анагогия, Преображение, эпистема, воплощение, характер ипостаси, схема, репрезентация, перцепция, подобие, изобразительность, зрительный луч, отражение, богообщение, откровение

Беликов Антон Витальевич

ПУБЛИКАЦИИ

Кондрашкова Лада Вадимовна

Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме»

Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173-190
PDF
Стихира «Днесь Христос в Вифлееме», И ныне на хвалитех, глас 2-й, анализируется по рукописи Праздников кон. XVII — нач. XVIII в. из собрания В. Ф. Одоевского (РГБ. Ф. 210. № 24), являющихся нотолинейной партитурой, и крюковых Праздников более полного состава, примерно того же времени, из собрания Санкт-Петербургской Духовной Академии № 239/р, казанского знамени.
знаменный распев, мелизматические обороты, попевка, мутация, звукоряд

Кондрашкова Лада Вадимовна