В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призрене, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории