/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (7)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Графова Мария Александровна

Римские мозаики первой половины IX в. эсхатологические аспекты

Графова М. А. Римские мозаики первой половины IX в. эсхатологические аспекты // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 7-23
PDF
В статье ставится вопрос о том, что объединяет разные по сюжету, богословской и художественной традиции произведения раннехристианского монументального искусства и об оценке этого вопроса в историографии. Затем в качестве примера предлагается группа римских мозаик 1-й пол. IX в. в церквах Санти Нерео эд Акиллео, Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника и Сан Марко. Анализируются композиции их апсид и триумфальных арок и повторяющиеся в них эсхатологические мотивы, связанные с Писанием и Преданием. Свобода чередования и сочетания этих мотивов, многоплановость их толкования, позволяют тем не менее предположить свойственную всем сюжетам единую эсхатологическую первооснову, характерную для раннехристианского и раннесредневекового монументального искусства.
историография раннехристианского искусства, Рим, мозаики, апсида, триумфальная арка, Апокалипсис, эсхатология

Графова Мария Александровна

Татарченко Светлана Николаевна

«Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи

Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24-50
PDF
Сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой широко распространен в византийском искусстве, что во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской, память которой достаточно рано вошла в службы Великого поста. Эта композиция сочетает в себе главным образом две темы: евхаристическую (благодаря происходящему событию) и монашескую (благодаря героям сюжета), и, в зависимости от расположения в системе росписи храма, акцент в понимании сюжета ставился то на одной, то на другой теме. Статья посвящена обзору памятников IX — 1-й пол. XV в. и выделению тем, являвшихся основными в трактовке сюжета «Причащения Марии Египетской» в разные периоды византийского искусства.
византийская монументальная живопись, причащение Марии Египетской, преподобный Зосима, евхаристическая тема (византийское искусство), монашеская тема (византийское искусство), евхаристические и монашеские сюжеты в западных объемах храмов

Татарченко Светлана Николаевна

Семенова Елизавета Сергеевна

Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене

Семенова Е. С. Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 51-70
PDF
В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призрене, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории

Семенова Елизавета Сергеевна

Тюрина Ольга Владимировна

Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах

Тюрина О. В. Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 71-83
PDF
Статья посвящена способам работы с формульным материалом, применявшимся древнерусскими мастерами-распевщиками при написании композиций в стиле большого роспева. На материале поздних образцов стиля, созданных в XVII в., выявлены и описаны некоторые новые приемы мелодического развития и преобразования формул, отличающие поздний большой роспев от его ранних, «классических» памятников. Кроме того, здесь идет речь о графической фиксации напевов, в частности, об особенностях употребления степенных помет, могущих вызвать затруднения при прочтении и расшифровке мелоса.
древнерусское церковное пение, знаменный роспев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы

Тюрина Ольга Владимировна

Григорьев Дмитрий Васильевич

О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века)

Григорьев Д. В. О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 84-95
PDF
В статье рассматривается вопрос о преобразовании формы Херувимской песни в связи с изменением практики совершения Великого входа. На основании певческих рукописей, а также литургических источников автор приходит к выводу, что дореформенная редакция Херувимской не рассчитана на гласное поминовение на Великом входе. Изменение практики совершения «переноса» повлекло за собой и преобразование формы Херувимской, что произошло в эпоху никоновских преобразований. Промежуточным этапом совмещения новой формы поминовения и традиционного напева Херувимской стал перерыв между вторым и третьим ее разделами. Разделение Херувимской, принятое у старообрядцев-поповцев, аналогично никоновской редакции и, вероятнее всего, было привнесено в их практику богослужения «бегствующим» священством синодальной Церкви и представляет собой попытку соединить старый текст песнопения с его новой музыкальной формой.
Херувимская песнь, «перенос», дореформенное и пореформенное богослужение, старообрядцы-поповцы

Григорьев Дмитрий Васильевич

Шевцова Ольга Борисовна

Начало русской науки о церковном пении

Шевцова О. Б. Начало русской науки о церковном пении // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 96-111
PDF
Статья посвящена начальному этапу развития русской науки о церковном пении. В ней рассказывается о первых исследователях церковного пения и их научных взглядах.
церковное пение, история церковного пения, теория церковного пения

Шевцова Ольга Борисовна

Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)

Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI–XVII вв.

Михеев А. Е. (Епископ Воскресенский Савва). Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI–XVII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 112-118
PDF
К XVI в. каменные трапезные палаты, служившие для совместного принятия пищи братией монастыря, стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Тогда же обязательным элементом трапезной становится примыкающий к ней храм. Введенская трапезная церковь Авраамиева монастыря была построена в 1650 г. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведенное после потрясений Смутного времени. Этот храм также был первым, построенным митрополитом Ионой, чья строительная деятельность преобразила Ростов в XVII в. При возведении Введенской церкви, строители стремились восстановить связь со строительной практикой Ростова XVI в. Одновременно это храм стал началом нового этапа в истории формирования ростовской архитектурной традиции XVII в.
архитектура, трапезная, монастырь

Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)

ПУБЛИКАЦИИ

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Пьюджин, или Христианское совершенство архитектуры

Ванеян С. С. Пьюджин, или Христианское совершенство архитектуры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 121-170
PDF

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Плотникова Наталья Юрьевна

Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная

Плотникова Н. Ю. Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 171-201
PDF

Плотникова Наталья Юрьевна

Асмус Наталья Станиславовна

Диакон Сергий Трубачев. Предначинательный псалом

Асмус Н. С. Диакон Сергий Трубачев. Предначинательный псалом // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 202-209
PDF

Асмус Наталья Станиславовна

ХРОНИКА

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 213-217
PDF