ИССЛЕДОВАНИЯ
Графова Мария Александровна
Ссылка на статью:
Графова М. А. Римские мозаики первой половины IX в. эсхатологические аспекты // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 7-23
Аннотация
В статье ставится вопрос о том, что объединяет разные по сюжету, богословской и художественной традиции произведения раннехристианского монументального искусства и об оценке этого вопроса в историографии. Затем в качестве примера предлагается группа римских мозаик 1-й пол. IX в. в церквах Санти Нерео эд Акиллео, Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника и Сан Марко. Анализируются композиции их апсид и триумфальных арок и повторяющиеся в них эсхатологические мотивы, связанные с Писанием и Преданием. Свобода чередования и сочетания этих мотивов, многоплановость их
толкования, позволяют тем не менее предположить свойственную всем сюжетам единую эсхатологическую первооснову, характерную для раннехристианского и раннесредневекового монументального искусства.
Ключевые слова
историография раннехристианского искусства, Рим, мозаики, апсида, триумфальная арка, Апокалипсис, эсхатология
Данные об авторе
Графова Мария Александровна
В статье ставится вопрос о том, что объединяет разные по сюжету, богословской и художественной традиции произведения раннехристианского монументального искусства и об оценке этого вопроса в историографии. Затем в качестве примера предлагается группа римских мозаик 1-й пол. IX в. в церквах Санти Нерео эд Акиллео, Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника и Сан Марко. Анализируются композиции их апсид и триумфальных арок и повторяющиеся в них эсхатологические мотивы, связанные с Писанием и Преданием. Свобода чередования и сочетания этих мотивов, многоплановость их
толкования, позволяют тем не менее предположить свойственную всем сюжетам единую эсхатологическую первооснову, характерную для раннехристианского и раннесредневекового монументального искусства.
историография раннехристианского искусства, Рим, мозаики, апсида, триумфальная арка, Апокалипсис, эсхатология
Графова Мария Александровна
Татарченко Светлана Николаевна
Ссылка на статью:
Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24-50
Аннотация
Сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой широко распространен в византийском искусстве, что во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской, память которой достаточно рано вошла в службы Великого поста. Эта композиция сочетает в себе главным образом две темы: евхаристическую (благодаря происходящему событию) и монашескую (благодаря героям сюжета), и, в зависимости от расположения в системе росписи храма, акцент в понимании сюжета ставился то на одной, то на другой теме. Статья посвящена обзору памятников IX — 1-й пол. XV в. и выделению тем, являвшихся основными в трактовке сюжета «Причащения Марии Египетской» в разные периоды византийского искусства.
Ключевые слова
византийская монументальная живопись, причащение Марии Египетской, преподобный Зосима, евхаристическая тема (византийское искусство), монашеская тема (византийское искусство), евхаристические и монашеские сюжеты в западных объемах храмов
Данные об авторе
Татарченко Светлана Николаевна
Сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой широко распространен в византийском искусстве, что во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской, память которой достаточно рано вошла в службы Великого поста. Эта композиция сочетает в себе главным образом две темы: евхаристическую (благодаря происходящему событию) и монашескую (благодаря героям сюжета), и, в зависимости от расположения в системе росписи храма, акцент в понимании сюжета ставился то на одной, то на другой теме. Статья посвящена обзору памятников IX — 1-й пол. XV в. и выделению тем, являвшихся основными в трактовке сюжета «Причащения Марии Египетской» в разные периоды византийского искусства.
византийская монументальная живопись, причащение Марии Египетской, преподобный Зосима, евхаристическая тема (византийское искусство), монашеская тема (византийское искусство), евхаристические и монашеские сюжеты в западных объемах храмов
Татарченко Светлана Николаевна
Семенова Елизавета Сергеевна
Ссылка на статью:
Семенова Е. С. Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 51-70
Аннотация
В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
Ключевые слова
фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призрене, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории
Данные об авторе
Семенова Елизавета Сергеевна
В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призрене, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории
Семенова Елизавета Сергеевна
Тюрина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Тюрина О. В. Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 71-83
Аннотация
Статья посвящена способам работы с формульным материалом, применявшимся древнерусскими мастерами-распевщиками при написании композиций в стиле большого роспева. На материале поздних образцов стиля, созданных в XVII в., выявлены и описаны некоторые новые приемы мелодического развития и преобразования формул, отличающие поздний большой роспев от его ранних, «классических» памятников. Кроме того, здесь идет речь о графической фиксации напевов, в частности, об особенностях употребления степенных помет, могущих вызвать затруднения при прочтении и расшифровке мелоса.
Ключевые слова
древнерусское церковное пение, знаменный роспев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы
Данные об авторе
Тюрина Ольга Владимировна
Статья посвящена способам работы с формульным материалом, применявшимся древнерусскими мастерами-распевщиками при написании композиций в стиле большого роспева. На материале поздних образцов стиля, созданных в XVII в., выявлены и описаны некоторые новые приемы мелодического развития и преобразования формул, отличающие поздний большой роспев от его ранних, «классических» памятников. Кроме того, здесь идет речь о графической фиксации напевов, в частности, об особенностях употребления степенных помет, могущих вызвать затруднения при прочтении и расшифровке мелоса.
древнерусское церковное пение, знаменный роспев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы
Тюрина Ольга Владимировна
Григорьев Дмитрий Васильевич
Ссылка на статью:
Григорьев Д. В. О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 84-95
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о преобразовании формы Херувимской песни в связи с изменением практики совершения Великого входа. На основании певческих рукописей, а также литургических источников автор приходит к выводу, что дореформенная редакция Херувимской не рассчитана на гласное поминовение на Великом входе. Изменение практики совершения «переноса» повлекло за собой и преобразование формы Херувимской, что произошло в эпоху никоновских преобразований. Промежуточным этапом совмещения новой формы поминовения и традиционного напева Херувимской стал перерыв между вторым и третьим ее разделами. Разделение Херувимской, принятое у старообрядцев-поповцев, аналогично никоновской редакции и, вероятнее всего, было привнесено в их практику богослужения «бегствующим» священством синодальной Церкви и представляет собой попытку соединить старый текст песнопения с его новой музыкальной формой.
Ключевые слова
Херувимская песнь, «перенос», дореформенное и пореформенное богослужение, старообрядцы-поповцы
Данные об авторе
Григорьев Дмитрий Васильевич
В статье рассматривается вопрос о преобразовании формы Херувимской песни в связи с изменением практики совершения Великого входа. На основании певческих рукописей, а также литургических источников автор приходит к выводу, что дореформенная редакция Херувимской не рассчитана на гласное поминовение на Великом входе. Изменение практики совершения «переноса» повлекло за собой и преобразование формы Херувимской, что произошло в эпоху никоновских преобразований. Промежуточным этапом совмещения новой формы поминовения и традиционного напева Херувимской стал перерыв между вторым и третьим ее разделами. Разделение Херувимской, принятое у старообрядцев-поповцев, аналогично никоновской редакции и, вероятнее всего, было привнесено в их практику богослужения «бегствующим» священством синодальной Церкви и представляет собой попытку соединить старый текст песнопения с его новой музыкальной формой.
Херувимская песнь, «перенос», дореформенное и пореформенное богослужение, старообрядцы-поповцы
Григорьев Дмитрий Васильевич
Шевцова Ольга Борисовна
Ссылка на статью:
Шевцова О. Б. Начало русской науки о церковном пении // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 96-111
Аннотация
Статья посвящена начальному этапу развития русской науки о церковном пении. В ней рассказывается о первых исследователях церковного пения и их научных взглядах.
Ключевые слова
церковное пение, история церковного пения, теория церковного пения
Данные об авторе
Статья посвящена начальному этапу развития русской науки о церковном пении. В ней рассказывается о первых исследователях церковного пения и их научных взглядах.
церковное пение, история церковного пения, теория церковного пения
Шевцова Ольга Борисовна
Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)
Ссылка на статью:
Михеев А. Е. (Епископ Воскресенский Савва). Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI–XVII вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 112-118
Аннотация
К XVI в. каменные трапезные палаты, служившие для совместного принятия пищи братией монастыря, стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Тогда же обязательным элементом трапезной становится примыкающий к ней храм. Введенская трапезная церковь Авраамиева монастыря была построена в 1650 г. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведенное после потрясений Смутного времени. Этот храм также был первым, построенным митрополитом Ионой, чья строительная деятельность преобразила Ростов в XVII в. При возведении Введенской церкви, строители стремились восстановить связь со строительной практикой Ростова XVI в. Одновременно это храм стал началом нового этапа в истории формирования ростовской архитектурной традиции XVII в.
Ключевые слова
архитектура, трапезная, монастырь
Данные об авторе
Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)
К XVI в. каменные трапезные палаты, служившие для совместного принятия пищи братией монастыря, стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Тогда же обязательным элементом трапезной становится примыкающий к ней храм. Введенская трапезная церковь Авраамиева монастыря была построена в 1650 г. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведенное после потрясений Смутного времени. Этот храм также был первым, построенным митрополитом Ионой, чья строительная деятельность преобразила Ростов в XVII в. При возведении Введенской церкви, строители стремились восстановить связь со строительной практикой Ростова XVI в. Одновременно это храм стал началом нового этапа в истории формирования ростовской архитектурной традиции XVII в.
архитектура, трапезная, монастырь
Епископ Воскресенский Савва (Михеев А. Е.)
ПУБЛИКАЦИИ
Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей
Ссылка на статью:
Ванеян С. С. Пьюджин, или Христианское совершенство архитектуры // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 121-170
Данные об авторе
Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей
Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей
Плотникова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Плотникова Н. Ю. Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 171-201
Данные об авторе
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Наталья Юрьевна
Асмус Наталья Станиславовна
Ссылка на статью:
Асмус Н. С. Диакон Сергий Трубачев. Предначинательный псалом // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 202-209
Данные об авторе
Асмус Наталья Станиславовна
Асмус Наталья Станиславовна
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 213-217