/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (6)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Христианская археология и церковное искусство: аспекты эпистемологии

Ванеян С. С. Христианская археология и церковное искусство: аспекты эпистемологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 7-33
PDF
В статье обсуждается проблема парадоксального свойства: исследование христианских древностей (церковная археология) оказывается наукой о христианской современности, ибо церковное искусство как один из аспектов церковной жизни, выраженный, в первую очередь, в Евхаристии, всегда остается частью настоящего и даже оказывается эсхатологическим измерением мистического опыта Церкви. Понимание такого искусства обусловлено способностью интерпретатора — историка искусства и богослова — непосредственно воспринимать смысл такого искусства даже вопреки его историческому статусу.
церковная археология, история искусства, монументальная теология, исторический документ, художественный памятник, иконография и иконология, тематика истории искусства, внеисторические измерения христианского искусства, художественная форма, регионы чело

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Саенкова Елена Михайловна

Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием» 1-й пол. XV в. из собрания К. В. Воронина: особенности иконографии и стиля

Саенкова Е. М. Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием» 1-й пол. XV в. из собрания К. В. Воронина: особенности иконографии и стиля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 34-46
PDF
Иконография русских житийных икон святителя Николая, благодаря разнообразию сюжетов, в последнее время стала предметом пристального внимания исследователей, опубликовавших целый ряд статей и издавших несколько тематических сборников, посвященных этой проблематике1. В связи с повышенным интересом к агиографии и иконографии святителя Николая каждая новооткрытая икона представляет собой ценный исторический и художественный материал, раскрывающий новые грани почитания святителя Николая в контексте русской средневековой культуры.
древнерусская иконопись, иконография Николы Зарайского, житийные циклы святителя Николая, ростовская иконопись XV века, чудо о патриархе Афанасии, чудотворные иконы святителя Николая, иконопочитание

Саенкова Елена Михайловна

Старикова Ирина Владимировна

Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции

Старикова И. В. Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 47-70
PDF
Статья посвящена истории бытования первой кафизмы всенощного бдения в древнерусской певческой традиции. Рассматриваются различные литургические указания согласно древнерусским редакциям Иерусалимского устава. На основе нотированных источников выявляются ранняя и основная мелодико-графические редакции первой кафизмы. В результате компаративного анализа мелоса первой кафизмы и песнопений традиционных распевов данного периода выясняется, что в мелодических моделях стихов и припевов первой кафизмы использованы попевки знаменного и путевого распевов, а также особые мелодические формулы псалмового осмогласия.
первая кафизма, путевой распев, псалмовые циклы, древнерусская певческая традиция XVI–XVII веков, всенощное бдение

Старикова Ирина Владимировна

Епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин А. В.)

Проблемы организации реставрационных работ в православном монастыре в 1830–1850-х гг. (по материалам Костромского Ипатьевского Монастыря)

Павлихин А. В. (Епископ Магаданский и Синегорский Иоанн). Проблемы организации реставрационных работ в православном монастыре в 1830–1850-х гг. (по материалам Костромского Ипатьевского Монастыря) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 71-84
PDF
В данной статье, рассказывающей о ходе реставрационных работ в Костромском Ипатьевском монастыре в 1830–50-х гг., уделено особое внимание вопросам их организации в контексте происходившего в это время в России становления научных основ реставрации памятников архитектуры.
реставрационные работы, историко-архивный облик храма, Костромской Ипатьевский монастырь, Святейший Синод, Департамент искусственных дел, Управление путями сообщения и публичными зданиями

Епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин А. В.)

Воронова Ариадна Александровна

Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом

Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 85-109
PDF
В данной статье проводится анализ формирования сложной стилистики архитектуры восточно-адриатического побережья на примере Сплита и Дубровника (Рагузы). Архитектурно-градостроительный континуитет предшественников обоих городов (Салоны и Эпидавра) был прерван внешними причинами, а затем восстановлен на новых местах. Прослеживаются механизмы византийских и западных композиционных и стилистических взаимопроникновений в церковном строительстве региона в процессе преемственности локальных традиций. Показано, что в одних случаях новые архитектурные объекты возникали путем адаптации существующих. В других случаях их стилистика была связана с периодами усиления и угасания византийского и западного влияния и имела преимущественно смешанный характер, объединяя черты раннероманской и византийской архитектуры.
Сплит, Дубровник, восточно-адриатическое побережье, архитектурно-градостроительный континуитет, византийское и западное влияния, стилистика архитектуры

Воронова Ариадна Александровна

Зосим Ольга Леонидовна

Духовная песенность в украинской и белорусской церковной практике XVII–XX вв.

Зосим О. Л. Духовная песенность в украинской и белорусской церковной практике XVII–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 110-124
PDF
В статье дана характеристика восточнославянской паралитургической песенности в ее связях с западноевропейской церковно-певческой практикой. Указаны причины возникновения духовной песенности паралитургического типа, рассмотрена специфика церковного духовно-песенного репертуара, выявлены отличительные черты украинской и белорусской паралитургической песенности XVII–XX вв.
униатская церковно-литургическая практика, песенность паралитургического предназначения, духовно-песенный репертуар, украинская традиция, белорусская традиция

Зосим Ольга Леонидовна

Паламарчук Екатерина Николаевна

Жанр немецкой католической мессы в музыкальной культуре Австрии и Германии конца XVIII — первой трети XIX в.

Паламарчук Е. Н. Жанр немецкой католической мессы в музыкальной культуре Австрии и Германии конца XVIII — первой трети XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 125-148
PDF
В статье дана характеристика жанра немецкой католической мессы, широко популярного в церковной практике Австрии и Германии во 2-й пол. XVIII — нач. XIX в. Определена специфика немецкой католической мессы и родственных ей жанров — немецкого реквиема и немецкой вечерни, проанализированы особенности текстового и музыкального компонентов немецких католических месс на примере сочинений Алоиза Бауэра, Михаэля Гайдна, Франца Шуберта.
богослужебная музыка Австрии и Германии, немецкая католическая месса, Алоиз Бауэр, Михаэль Гайдн, Франц Шуберт

Паламарчук Екатерина Николаевна

Сёмина Майя Владимировна

Рязанский музей в 1920-е гг.

Сёмина М. В. Рязанский музей в 1920-е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 149-166
PDF
Статья посвящена реконструкции хроники музейной жизни во время становления и укрепления советской власти в Рязанской губернии на примере истории развития Рязанского музея — первого советского государственного музея региона. Огромный потенциал провинциального музея, изначально заложенный дореволюционными традициями, в 1920-е гг. получил новое воплощение посредством наращивания музейного строительства советским правительством. Результаты исследования призваны помочь осмыслить основные звенья в исторической цепочке музейного движения Рязани и провинциальной культуры в целом как интегрированной составной российской культурной традиции. Благодаря восстановленным биографическим данным главных идеологов и
Рязань, XX век, советский музей, музейное движение, культура российской провинции

Сёмина Майя Владимировна