/

Павлова Анна Леонидовна

Ярославские традиции в церковной стенописи Тверского края эпохи классицизма


Павлова А. Л. Ярославские традиции в церковной стенописи Тверского края эпохи классицизма // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 51. С. 155-173.

DOI: 10.15382/sturV202351.155-173

Аннотация

В статье делается попытка выяснить источник расцвета художественной культуры северо-востока Тверского края в XIX в., особенно ярко проявившийся в церковной стенописи. С начала XIX в. в Тверской губернии активно работали ярославские мастера, привносившие различные традиции своего региона в изобразительное искусство. Одной из характерных черт языка ярославских художников было сочетание древнерусских и западноевропейских приёмов в контексте стилистики классицизма, что нашло отражение в памятниках Тверского края. В настоящее время в специальной литературе феномен сосуществования разных направлений в начале XIX в. хорошо известен на примере иконописи. Подобное явление было и в монументальном искусстве, но оно до сих пор не нашло отражения в специальной литературе. Работы ярославских художников Банщикова и Смирнова сохранились в Воскресенском соборе Кашина – выдающемся произведении стенописи, не подвергавшемся поновлениям и реставрациям. На примере росписей собора анализируются приёмы ярославских мастеров – в частности, использование редкого ветхозаветного цикла в программе росписей, созданного на основе популярных немецких гравюр Библии Кристофа Вайгеля (1695). Проведено сравнение манеры ярославских художников в стенописи церкви Корсунской иконы Богоматери в с. Зеленцово и ряда росписей северо-востока Тверской области. Анализ связей между регионами и изучение стойкости древнерусских традиций в эпоху классицизма способствует углублению представлений о картине развития отечественного искусства первой половины XIX в. Для пограничных с Ярославской губернией уездов Тверской губернии Ярославль как мощный центр монументального искусства стал одним из главных источников новых художественных традиций.

Ключевые слова

ярославская иконопись, Воскресенский собор Кашина, церковь Корсунской иконы Богоматери в с. Зеленцово, Тверская стенопись, Библия К. Вайгеля, монументальная живопись XIX в., стенопись

Список литературы

  1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М.: Искусство, 1982.
  2. Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века. М., 2008.
  3. Иванов П. С. Открытие росписей в Кашинском соборе. 2013 г. URL: http://tversvod.ru/event232/http:// (дата обращения: 03.02.2022).
  4. Ивлев Д. М. Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Живописцы Николо-Теребенского монастыря. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1207684 (дата обращения: 28.04.2020).
  5. Кириков Б. М. Кашин. Л.: Художник РСФСР, 1988. 223 с.
  6. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века: столичная икона, провинциальная икона, народная икона. М.: Agey Tomesh, 2006.
  7. Комашко Н. И. Стенописи Троицкой церкви в селе Красное-Сумароковых Нерехтского уезда 1768 года и храмовая живопись Поволжья третьей четверти XVIII века // Филевские чтения: Тезисы 11-й научной конференции по проблемам русской художественной культуры ХVII — первой половины ХVIII в. 24–26 декабря 2012 г. М., 2012. С. 39–41.
  8. Комова М. А. Иконное наследие Орловского края XVIII–XIX веков. М.: Индрик, 2012.
  9. Кузнецова О. Б. Ярославль — иконописный центр Нового времени // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия: cб. статей / ред.-сост. М. М. Красилин. М.: Гос- НИИР, 2001. С. 75–86.
  10. Макарова Е. Ю. Из истории ярославской иконописи XVIII века / Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 4. С. 127–132.
  11. Никитина Т. Л. Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба // Архитектурное наследство. 2017. Вып. 66. С. 81–91.
  12. Павлова А. Л. Иконография и стиль монументальной живописи Преображенской церкви села Никола-Высока // Архитектурное наследство. СПб.: КОЛО, 2021. Вып. 75. С. 79–101.
  13. Павлова А. Л. Синтез церковной стенописи и архитектуры в классицизме и эклектике // XXXII Алпатовские чтения: Международная научно-практическая конференция «Монументальное искусство и архитектура. Проблемы синтеза искусств в истории и в XXI веке». 25–26 ноября 2021: колл. монография. М.: РАХ, 2022. С. 72–82.
  14. Павлова А. Л. Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке. М.: КУРС, 2022.
  15. Подушков Д. Л. Художник А. Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики. Вышний Волочек: Ирида-прос, 2013. 128 с.
  16. Полушкина Л. Л. Иконы XVIII в. из собрания Ярославского музея-заповедника в контексте церковного искусства Нового времени // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 2. С. 244–250.
  17. Шемякин А. И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII–XIX веков. Ярославль, 2012.
  18. Юрьева Т. В. Символика изображения архитектурного пространства в древнерусской живописи // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 285–292.

Данные об авторе

Павлова Анна Леонидовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств; Российская Федерация, Москва, 119034, Пречистенка, д. 21; Государственный институт искусствознания№ Москва, 125009, Козицкий пер., д. 5;
Должность: заведующая отделом словаря художников;
ORCID: 0000-0002-3651-8448;
Электронный адрес: annapava@yandex.ru.