Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности. Избранный сюжет неоднократно разбирался как в светской науке, так и в богословии. С помощью текстов и археологических исследований была подтверждена его связь с монастырской традицией (Н. А. Макаров, А. Е. Мусин и автор статьи). К рассмотрению возможных трактовок был привлечен основополагающий текст — «Лествица» Иоанна Синаита,– восходящий к рассказу книги Бытия (Быт 28) о сне Иакова с камнем в изголовье, где тема спасения души сплетена с видением небесной лестницы. Популярный не только среди христиан, сюжет сна Иакова оказался широко включенным в религиозное сознание средневековой Европы, Византии и Древней Руси и был обеспечен визуальным рядом, что доказано множеством иконографических примеров. Новым в данной статье стало решение вопроса о ментальной связи сюжета «лестницы Иакова» с погребальной традицией и заполнен разрыв между ветхозаветной версией видения Иакова и «Лествицей» Иоанна Синаита с помощью привлечения новых образцов модели «камень под головой». Они обнаружены в византийской и новгородской живописи XII–XIV вв. и в составе реликвий Константинополя, описанных паломниками. Иконографические программы дают возможность допустить связь видения Иакова, в числе прочего, с темой смерти и погребения. Группа текстов хождений позволяет связать средневековые толкования обряда с таким исключительно важным прообразом, как тело Иисуса Христа, — в числе реликвий Константинополя известен «камень, который лежал у головы Его во гробе», и камень, «который лежал в гробу под головой Господа нашего» (в том числе в древнерусском тексте дьякона Зосимы). Благочестивый обряд подготовки тела монаха к погребению, получивший распространение в Византии и на Руси, мог быть генетически или толковательно связан с образом погребения Иисуса, снятого с Креста или уложенного во гроб.
археология и символика погребального обряда, русские и византийские монастыри, сон Иакова и небесная лестница (Быт 28) как прообраз спасения души, «Лествица» Иоанна Синаита, иконографические программы XII–XV вв., камень под головой Иисуса Христа, реликви
Беляев Леонид Андреевич