/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (5)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Григорьева Вероника Юрьевна

Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV–XX вв.)

Григорьева В. Ю. Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 7-64
PDF
В статье уточняется певческое прочтение попевок «стезка», «скачек средний», «скачек менший» и «опромет», исследуется история формирования их графики. На определенном этапе вследствие неверного прочтения тайнозамкненной записи, единой для стезки и скачеков, возникли попевки-гибриды, представляющие собой смешение данных попевок. «Гибриды», существование и формообразование которых описывается в науке впервые, не вошли в фонд мелодических оборотов знаменного роспева и остались своеобразными историческими недоразумениями. В статье анализируется попевка «опромет», которая в певческой традиции старообрядцев-поповцев толкуется неправильно и по-разному интерпретирована в исследовательских кокизниках.
кокизник, расшифровка знаменной нотации, «гибриды», попевки «стезка», «скачек», «опромет»

Григорьева Вероника Юрьевна

Ливлянич Катарина

Ансамбль Dialogos: «Видение Тондаля»

Ливлянич К. Ансамбль Dialogos: «Видение Тондаля» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 65-71
PDF
Среди музыкальных проектов ансамбля Dialogos, специализирующегося на исполнении музыки Средневековья, — программа «Видение Тондаля», обращенная к славянским и латинским корням хорватской средневековой музыки, возрождающая их заново в этом музыкальном проекте, названном старинным. Данная статья излагает план подготовки музыкальной программы и является важной для отражения самого процесса музыкальной реконструкции.
Видение Тондаля, хорватская средневековая музыка, глаголическое пение, литургическое «двуязычие»

Ливлянич Катарина

Беляев Леонид Андреевич

Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники

Беляев Л. А. Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 72-84
PDF
Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности. Избранный сюжет неоднократно разбирался как в светской науке, так и в богословии. С помощью текстов и археологических исследований была подтверждена его связь с монастырской традицией (Н. А. Макаров, А. Е. Мусин и автор статьи). К рассмотрению возможных трактовок был привлечен основополагающий текст — «Лествица» Иоанна Синаита,– восходящий к рассказу книги Бытия (Быт 28) о сне Иакова с камнем в изголовье, где тема спасения души сплетена с видением небесной лестницы. Популярный не только среди христиан, сюжет сна Иакова оказался широко включенным в религиозное сознание средневековой Европы, Византии и Древней Руси и был обеспечен визуальным рядом, что доказано множеством иконографических примеров. Новым в данной статье стало решение вопроса о ментальной связи сюжета «лестницы Иакова» с погребальной традицией и заполнен разрыв между ветхозаветной версией видения Иакова и «Лествицей» Иоанна Синаита с помощью привлечения новых образцов модели «камень под головой». Они обнаружены в византийской и новгородской живописи XII–XIV вв. и в составе реликвий Константинополя, описанных паломниками. Иконографические программы дают возможность допустить связь видения Иакова, в числе прочего, с темой смерти и погребения. Группа текстов хождений позволяет связать средневековые толкования обряда с таким исключительно важным прообразом, как тело Иисуса Христа, — в числе реликвий Константинополя известен «камень, который лежал у головы Его во гробе», и камень, «который лежал в гробу под головой Господа нашего» (в том числе в древнерусском тексте дьякона Зосимы). Благочестивый обряд подготовки тела монаха к погребению, получивший распространение в Византии и на Руси, мог быть генетически или толковательно связан с образом погребения Иисуса, снятого с Креста или уложенного во гроб.
археология и символика погребального обряда, русские и византийские монастыри, сон Иакова и небесная лестница (Быт 28) как прообраз спасения души, «Лествица» Иоанна Синаита, иконографические программы XII–XV вв., камень под головой Иисуса Христа, реликви

Беляев Леонид Андреевич

Старикова Ирина Владимировна

Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам

Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 85-101
PDF
В данной статье анализируются черты монастырской церковно-певческой традиции совершения всенощного бдения, зафиксированной в Соловецком уставе. Здесь же показано, что эти черты находят свое продолжение в Выговском старообрядческом общежительстве. Однако в уставах, сформировавшихся в условиях старообрядческой беспоповской общины, возникают также индивидуальные особенности совершения данного богослужебного последования, чем обусловливается определенная избирательность включения заимствований из устава Соловецкого монастыря.
всенощное бдение, Иерусалимский устав, монастырские литургические традиции, старообрядческое беспоповское богослужение

Старикова Ирина Владимировна

Злотникова Ирина Владимировна

Белобережская икона Божией Матери «Троеручица»: к вопросу о происхождении и датировке образа

Злотникова И. В. Белобережская икона Божией Матери «Троеручица»: к вопросу о происхождении и датировке образа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 102-118
PDF
Белобережская икона Божией Матери «Троеручица» была одной из самых почитаемых икон на Брянской земле. Она являлась списком московского образа и была написана московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII в. Иконописцы пожертвовали написанную ими икону старцу Серапиону (в схиме Симеон) на устройство новой обители в Белых Берегах под Брянском. Статья посвящена вопросам датировки Белобережской иконы «Троеручицы», ее иконографическим особенностям и характеру почитания.
Белобережский монастырь, икона Божией Матери «Троеручица», Одигитрия, Афон, Хиландар, Старец Серапион (Симеон), иконописец Афанасий Иванов, иконописец Артемий Федоров, список (копия)

Злотникова Ирина Владимировна

Тычинская Полина Александровна

Обонежские иконы Архангела Михаила — грозных сил воеводы: северный вариант столичной иконографии

Тычинская П. А. Обонежские иконы Архангела Михаила — грозных сил воеводы: северный вариант столичной иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 119-137
PDF
Предлагаемая работа посвящена северным иконам архангела Михаила — грозных сил воеводы XVII — нач. XVIII в., хранящимся в музейных собраниях (МИИРК, Музей-заповедник «Кижи», ЦМиАР). В ходе исследования удалось выявить особый вариант иконографии архангела-воеводы, характерный для иконописи Обонежья (территория современной Карелии). Подробный анализ этих произведений позволил обнаружить новые грани почитания архангела Михаила в северной культуре. Обонежские иконы архангела-воеводы наделены не только эсхатологическим, но и апостольским, миссионерским значением, которое отражено в выразительном сопоставлении сюжета с другими композициями и сценами деяний архангела (икона 1671 г. из часовни в деревне Леликозеро). Северные иконы архангела-воеводы демонстрируют возможность адаптации сложного сюжета, сложившегося в московском искусстве, к культурным реалиям северных территорий Руси в эпоху позднего Средневековья.
Архангел Михаил, воевода, деяния архангела Михаила, архангельский цикл; иконография, иконопись Обонежья, северная иконопись, иконопись XVII в.

Тычинская Полина Александровна

Зосим Ольга Леонидовна

Западноевропейские духовные песни покаянной и морально-назидательной тематики в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв.

Зосим О. Л. Западноевропейские духовные песни покаянной и морально-назидательной тематики в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 138-162
PDF
В статье рассматриваются песенные сочинения покаянной и морально-назидательной тематики в контексте музыкально-поэтического творчества эпохи барокко. Затрагиваются проблемы взаимоотношения внелитургической и паралитургической ветвей восточнославянской духовно-песенной традиции на украинских и белорусских землях в XVIII в. Приведены примеры текстовых и мелодических изменений западноевропейских духовных песен в процессе их бытования в восточнославянском регионе.
западноевропейская духовная песенность, восточнославянская духовная песенность, песни покаянной и морально-назидательной тематики, текстовые и мелодические трансформации

Зосим Ольга Леонидовна

Баранова Светлана Измайловна

Архитектор Ф. Ф. Рихтер — первый исследователь русского изразца

Баранова С. И. Архитектор Ф. Ф. Рихтер — первый исследователь русского изразца // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 163-179
PDF
Статья посвящена одному из направлений многогранной деятельности архитектора Ф. Ф. Рихтера — исследованию русского изразца. Впервые прослежена роль исследователя не только в открытии национального изразцового наследия, но и в интерпретации его сюжетно-символической линии на примере реставрации палат бояр Романовых в Москве.
реставрация, изразец, декор, палаты, печь, геральдика, герб

Баранова Светлана Измайловна

Жердев Виталий Викторович

Храм св. Марии Магдалины в Веймаре — православный памятник немецких мастеров

Жердев В. В. Храм св. Марии Магдалины в Веймаре — православный памятник немецких мастеров // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 180-192
PDF
В статье рассматриваются стилистические и художественные особенности архитектуры и росписей русского православного храма св. Марии Магдалины в Веймаре, созданного К. Ф. Штрайхханом. Архитектурные формы храма сопоставляются с немецкими и зарубежными аналогами периода эклектики. Рассматривается возможность реконструкции утраченной и видоизмененной монументальной росписи интерьера по мотивам сохранившейся живописи Г. Вислиценуса.
храм св. Марии Магдалины в Веймаре, архитектура, мавританские мотивы, эклектика, интерьер, росписи, иконостас

Жердев Виталий Викторович

Армеева Людмила Алексеевна

Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения традиционного иконописания

Армеева Л. А. Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения традиционного иконописания // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 193-206
PDF
В статье рассматривается проблема возрождения иконописной традиции в стенах Троице-Сергиевой лавры в период с 1885 по 1918 г. В это время в лаврском училище иконописания были предприняты ряд преобразований. Среди них — перевод в лавру Московского епархиального училища иконописания, введение нового устава, составление нового проекта училища. К этой деятельности были привлечены такие известные личности, как академик живописи В. Д. Фартусов и ученый-византолог Н. П. Кондаков. К сожалению, из-за революционных событий нач. XX в. попытки не увенчались успехом.
Троице-Сергиева лавра, иконописное училище, иконописная традиция, возрождение традиции

Армеева Людмила Алексеевна