/

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Проблемы реконструкции музыки XVIII века (на примере песнопения "Ангел вопияше")


Лебедева-Емелина А. В. Проблемы реконструкции музыки XVIII века (на примере песнопения "Ангел вопияше") // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 50-67.

DOI: 10.15382/sturV202349.50-67

Аннотация

В статье рассматривается неизвестный манускрипт конца XVIII века, обнаруженный в архиве Дмитровского Кремля. Ноты ранее принадлежали семье Апраксиных и содержались в библиотеке усадьбы Ольгово. Степан Степанович Апраксин был известным меломаном, в Ольгове имелся крепостной театр, оркестр, хор. Певчие пели на богослужениях в церкви Введения Богородицы в прилегавшем к усадьбе селе. Рукопись содержит два песнопения — «Достойно есть» и «Ангел вопияше». В манускрипте имеется указание на авторство Бортнянского. Рассматривается вопрос, можно ли это авторство отнести к обоим песнопениям, или только к «Достойно есть». Анализируется музыка хора «Ангел вопияше».Песнопение "Ангел вопияше", скорее всего, относится к раннему классицизму, его можно датировать 1780-ми годами. Оно написано не самым умелым автором, который сочинял его по образцу песнопений Бортнянского.Появление фамилии Бортнянского на листах неизвестной духовной музыки, безусловно, свидетельствует об известности сочинений композитора, вернувшегося из Италии в 1779 году. Исследуемый хор "Ангел вопияше" был достаточно популярен, так как его ноты были в нескольких усадебных собраниях, скорее всего, Московской губернии. В семье Апраксиных это сочинение активно использовалось в практике

Ключевые слова

«Ангел вопияше», Бортнянский, Апраксины, Ольгово, манускрипт, атрибуция, авторство

Список литературы

  1. Благово Д. Рассказы бабушки [Е. П. Яньковой] из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / Изд. подгот. Т. И. Орнатской. Л.: Наука, 1989. Гл. I, VI. URL: https://azbyka.ru/fi ction/rasskazy-babushki-iz-vospominanij-5-pokolenij-zapisannye-i-sobrannye-eyo-vnukom-blagovo/7 (дата обращения: 23.01.23).
  2. Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.
  3. Загоскин Н. П. История Казанского императорского университета в первые сто лет его существования. 1804–1904: в 2 т. Казань, 1902. Т. 2.
  4. Лащенко С. К. Директор Императорских театров А. М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театрально-административной карьеры // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 5. С. 48–61.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Музыка литургии эпохи классицизма: Нотные публикации и исследования. М.: Изд. дом ЯСК, 2022.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  7. Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам // Вестник ПСТГУ. Серия V: История и теория христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 81–111.
  8. Партитурное собрание духовных песен разных сочинителей. [СПб.]: ППК, [1830-е]. Кн. 1. № 17.
  9. Русские портреты XVIII и XIX веков. СПб., 2011. Т. 1. Вып. 4. № 156.
  10. Рыжкова Н. А. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: сводный каталог. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2001.
  11. Усадьба Апраксиных, село Ольгово. URL: https://usadba-apraksin.ru/about/history (дата обращения: 23.01.23).

Данные об авторе

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.