Маслов Константин Ильич
В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг.
Ссылка на статью:
Маслов К. И.
В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг. // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023.
Вып. 49. С. 91-120.
DOI:
10.15382/sturV202349.91-120
Аннотация
Последнее десятилетие правления императора Николая I (1845-1855 гг.) отмечено появлением проектов обновления церковной живописи в России. Публичному обсуждению проблемы отечественной художественной традиции положила начало опубликованная в 1845 году брошюра епископа Острожского Анатолия «О иконописании», хотя сам автор и не был вовсе ревностным приверженцем традиционной иконописи, а его «теория» иконописания тяготела больше к неоклассицизму. В отличие от брошюры Преосвященного, в статье того же года свящ. Григория Дебольского народность церковной живописи и традиция иконописания впервые были представлены в неразрывной связи. Отечественная Академическая школа никак не откликнулось на новые настроения в обществе: побуждаемая Императором, она отдала дань традиции лишь символически – «византийскими» золотыми фонами живописи Исаакиевского собора, ансамбль которой в целом обещал стать блестящим претворением заветов Болонского академизма. 1848 год – год революций в Европе, воспринятых как прямая угроза Империи, открыл период николаевского царствования, ознаменовавшийся, с одной стороны, цензурным террором, а с другой,- появлением двух проектов возрождения национальной церковной живописи: князя Г.Г.Гагарина и археолога И.П. Сахарова. Если первый проект, в основу которого была положена воспринятая от французских художников идея христианизации античного искусства, являлся попыткой обращения к византийской традиции в рамках академической художественной парадигмы, то проект Сахарова предполагал полный отказ от последней и возвращение к иконописи, не испорченной еще западным влиянием. В преддверии Крымской войны правительством была предпринята попытка расширить отечественную традицию, включив в нее древнюю афонскую живопись, прежде всего, стенописи Панселина, которые, как утверждал А.Н. Муравьев, «не уступают произведениям Рафаэля и Микельанджело колоритом и скромнее осанкою фигур». В новую эпоху, ознаменованную Великой реформой Александра II, попытки обновления церковной живописи Николаевского времени, отходят, по большей части, в историю.
Ключевые слова
церковная живопись, иконописание, преосвященный Анатолий Мартыновский, Григорий Гагарин, Энгр, Фландрен, Иван Сахаров.
Список литературы
- А. А. М. М. Вера, надежда и любовь, изложенные в беседах и размышлениях. СПб., 1854. Части I–II.
- Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
- Анатолий, архиеп. Об иконописании. СПб., 1867.
- Б. Ф. О иконописании. М., в Университетской тип. .–132 стр в 8 д.л. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1847. Ч. LVI, отд. VI. С. 201–215.
- Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1893. Т.YII.
- Белинский В. Г. Библиографическая хроника // Отечественные записки. СПб., 1845. Т. 39, № 4. Отд. 6: Библиографическая хроника. С. 19–20.
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
- Бенуа А. Н. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5, 6.
- Васильев В. О иконописании // Маяк. СПб., 1845. Т. XXIX. Кн. XLVII. Материалы. С. 1–48.
- Верещагина А. Г. К истории Академии художеств в России второй половины XIX века // Русское искусство Нового времени: сб. статей. М., 1996. Вып. 2. С. 171–196.
- Винкельман И. И. Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры // История искусства древности. Малые произведения. СПб., 2000. С. 303–330.
- Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове с предисловием и статьей о художественной деятельности автора воспоминаний. СПб., б. г. Г. Г. Г. Воспоминания о Брюлове // Зурна: Закавказский альманах. Тифлис, 1855. С. 83–108.
- Гагарин Г. Г. Изображения из Святых Евангелий в свободных подражаниях по древнейшим источникам. б. м., б. г.
- Гагарин Г. Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов памятников архитектуры. СПб., 1897–1903. Сер. 1–3.
- Герман М. Энгр: искусство и судьба // Искусствознание. М., 1999. 1/99. С. 199–221.
- Герц К. К. Письма из Петербурга. IV // Собрание сочинений. Археологическая и художественная хроника. Ч. 1: 1857–1865. СПб., 1901. Вып. 7. С. 184–196.
- Готье Т. Листки из альбома молодого художника // Бес в Париже. СПб., 1846. С. 245–258.
- Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
- Для биографии И. П. Сахарова. Мои воспоминания / cообщ. П. И. Савваитовым // Русский архив. М., 1873. Кн. 1. № 6. Стб. 897–1018.
- Довгалло Г. П. И. Севастьянов — археолог, путешественник, собиратель // Московский журнал. М., 1993. № 1. С. 11–17.
- Евтушенко М. М. Академик живописи Ф. Г. Солнцев (1801–1892). М., 2017.
- Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский, и его литературные труды. Киев, 1889.
- Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001.
- Кадочникова В. Григорий Гагарин — «художник живой и интересный» // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. СПб., 2010. С. 5–31.
- Кистин. Заметки о художествах. VIII // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1869. № 79. С. 1–2.
- Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 1998.
- Корнилова А. В. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. М., 2001.
- Краткая хронологическая таблица в пособие истории Византийского искусства / cост. Г. Г. Г. Тифлис, 1856.
- Круглихина Т. М. Григорий Григорьевич Гагарин (К портрету творческой личности) // Русское искусство Нового времени. М., 1993. С. 146–196.
- Круглихина Т. М. Еще раз о «Тарантасе» // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. М., 1999. Вып. 5. С. 136–151.
- Маслов К. И. Афонское иконописание и проект восстановления традиции церковной живописи в России А. Н. Муравьева // Материальная база сферы культуры. К 30-летию Отдела монументальной живописи: Научно-информационный сборник. М., 2001. Вып. 3. С. 105–121.
- Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // ΕΙΚΩΝ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗ: Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011, Т. 2. С. 206–217.
- Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1830–1840-х годов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2022. Вып. 4. С. 74–94.
- Маслов К. И. Византийский проект Гагарина: от иллюстраций к повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе // Обсерватория культуры. М., 2017. № 6. С. 756–763.
- Маслов К. И. К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 154–164.
- Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. Вып. 12. С. 64–74.
- Маслов К. И. К истории обучения «рисовальному искусству» и иконописанию в духовных академиях и семинариях в XVIII–XIX веках // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда: Вестник МГХПА. 2014. Вып. 4. С. 314–328.
- Маслов К. И. К характеристике взглядов преосв. Порфирия Успенского на церковную живопись // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2019. Вып. 1. Ч. 1. С. 92–104.
- Маслов К. И. Об одном источнике «Византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. М., 2016. № 6. С. 696–702.
- Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
- Маслов К. И. Проект Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3 (142). С. 248–258.
- Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 2. С. 59–75.
- Муравьев А. Н. Письма с Востока. М., 1849.
- Никитенко А. В. Дневник. М., 1955. Т. 1.
- О иконописании. М., 1845.
- О церковной живописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. LXXXI, отд. II. С. 97–107.
- Об иконописании, Архиепископа Анатолия. 2-е изд. // Странник. СПб., 1867. № 5. Библиография. С. 15–19.
- Переваленко. Гелат // Кавказ. Тифлис, 1850. № 86.
- Пивоварова Н. В. Еще раз об Афонских экспедициях П. И. Севастьянова // Spicilegium Byzantino-Rossicum: сб. статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И. П. Медведева / под ред. Л. А. Герд. М., 2015. С. 232–245.
- Погодин М. Несколько дней в Петербурге // Московские ведомости. М., 1863. № 168. С. 3.
- Попов А. Н. Иконописание // Северное обозрение. СПб., 1849. Кн. 1. № 2. С. 489–525.
- Прокопенко З. Т., Куликова И. И. Академик из крепостных А. В. Никитенко. Белгород, 1998.
- Простаков С. А. Мрачное семилетие 1848–1855 годов // Политическая концептология. М., 2014. № 2. С. 62–69.
- С. Д. О иконописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1845. Ч. XLY. Отд. II. С. 29–39.
- Самарин Ю. Ф. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В. А. Соллогуба. СПб., 1845 г. // Собр. соч.: в 5 т. Т. 1: Литература и история. СПб., 2013. С. 62–84.
- Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 1–2.
- Сборник материалов для истории Санкт-петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования / ред. и примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866. Ч. 3.
- Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. СПб., 1887.
- Соллогуб В. А. Тарантас. СПб., 1845.
- Соллогуб В. А. Возобновление Сионского собора в Тифлисе. Тифлис, 1854.
- Соловьев М. Музей древнерусского искусства в Академии художеств // Художественные новости. СПб., 1885. Т. 3. № 3. С. 58–66.
- Стасов В. В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 4. С. 320–360.
- Суздальская живопись // Северная пчела. СПб., 1843. № 138. С. 551–552.
- Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографический словарь. СПб., 1904. Т. 18. С. 211–216.
- Хомяков А. С. Письмо в Петербург о выставке // О старом и новом: cтатьи и очерки. М., 1988. С. 56–65.
- Храм Христа Спасителя в Москве // Странник. СПб., 1882. Август. С. 665–688.
- Художник. Воспоминания об Академии художеств 1859–1864 // Русская старина. СПб., 1880. ХХIХ, октябрь. С. 399–416.
- Ч. О иконописании // Москвитянин. М., 1846. Ч. IV. № 7. C. 113–124.
- Шевырев С. Болонская школа (Отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы: Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
- Я.П. Нечто о суздальской живописи // Владимирские губернские ведомости. Владимир, 1843. № 21. С. 85–87.
- Allgemеine Deutsche Biographie. Leipzig, 1884. Bd. 19.
- Gargiulo R. Collection of the Most Remarkable Monuments of the National Museum. Naples, 1869. Vol. 1.
- Gautier Th. Feuillets de l'Album d'un jeune rapin // Diable à Paris. P., 1845. P. 311–322.
- Gautier Th. Saint-Isaac / Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. P., 1859.
- Gjertson Stephen. Hippolyte Flandrin. A Nineteenth Century Master. Part I (https://stephengjertsongalleries.com/hippolyte-flandrin-1809-1864-a-nineteenth-century-masterpart-i/ (дата обращения: 30.11.2022).
- Grégoire de Nazianze. Manuscript dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. 879–883 / Bibliothèque nationale de France. Grec. 510.
- Delaborde H. Lettres et Pensées d'Hippolyte Flandrin. 1865.
- Didron A.-N. Manuel d'iconographie chrétienne grecque et latine. P., 1845.
- Driskel M. P. Representing Belief. Religion, Art, and Society in Nineteenth — Century France. Pennsylvania, 1992.
- Flandrin L. Hippolyte Flandrin. Sa vie et son oeuvre. P., 1902.
- Foucart B. Le renouveau de la peinture religieuse en France (1800–1860). P., 1987.
- Kurt Julius. Die Wandmosaiken von Ravenna. München, 1912.
- Menologium graecorum, jussu Basilii imperatoris graece olim editum... / Albani Annibal. — Urbinum: Typ. Fantauzzi Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem. P. 1, 1727.
- Mickewics A. Fragment sur la peinture // Artiste. P., 1846. Serie IV. T. VI. P. 240–242.
- Montferrand A. Ricard. Église cathédrale de Saint-Isaac. Description architectural, pittoresque et historique de ce monument. Spb., MDCCCXLY.
- Montrosier Eug. Peintres modernes. Ingres, H. Flandrin, Robert-Fleury. P., 1882.
- Perin A. Victor Orsel. Oeuvres divers. P., s.a.
- Rio A-F. De la poésie chrétienne. P., 1836.
- Rosenblum R. Jean-Auguste-Dominique Ingres. N. Y., 1967.
Данные об авторе
Маслов Константин Ильич
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.