/

СИНДЕЕВА НАДЕЖДА Эдуардовна

Звон на 9-й песни канона: к чему он относится?


СИНДЕЕВА Н. Э. Звон на 9-й песни канона: к чему он относится? // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 51-58.

DOI: 10.15382/sturV202246.51-58

Аннотация

В статье впервые поднят актуальный вопрос в звонарской практике – о принадлежности звона на 9-й песни канона. Объектом исследования является звон, который в большинстве храмов совершается как 9 мерных ударов в один из больших колоколов после возглашения дьяконом «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» или праздничного стиха. Он продолжается в течение пения песни Богородицы «Величит душа моя Господа» или 9-й песни канона. Звон на 9-й песни выбран не случайно – в современных руководствах по уставу звона, а также в звонарской практике остается открытым вопрос его принадлежности, а отношение к 9-й песни или к песни Богородицы не представляется убедительным. В ходе сравнительного анализа различных уставов колокольного звона, начиная от середины XIX века до настоящего времени, было обнаружено отсутствие какого-либо единства в объяснении принадлежности этого звона. Для выяснения исторического значения звона на 9-й песни автор обратился к Чиновникам Московского Успенского собора, изданным с предисловием и указателем профессора А. П. Голубцова и отражающим практику совершения богослужений и звона в XVII - в начале XVIII в. На основании Чиновников можно утверждать, что звон на 9-й песни совершался для сбора духовенства, подготовки к последующему крестному ходу на Славословии. Со временем в богослужебной практике этот крестный ход был утрачен. Таким образом, можно сделать вывод, что звон на 9-й песни потерял свое практическое значение, и, соответственно, возникает вопрос о необходимости совершать его в настоящее время.

Ключевые слова

звон, 9-я песнь, канон, 9 ударов, Чиновники Московского Успенского собора, Реут, колокол

Список литературы

  1. Без автора. Православный, церковный колокольный звон.
  2. Гаслов И. В., Кашкин А. С. Православное богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян. СПб.: Сатисъ, 2011.
  3. Донской Геннадий, еп. О церковном звоне. Новочеркасск, 1915.
  4. Мелхиседек, архим. Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. М., 1844.
  5. Никольский Константин, прот. О колоколах и звоне: Пособие к изучению устава Богослужения Православной церкви. СПб.: Синодальная типография, 1907.
  6. Скабалланович М. 9-я песнь. Облачение к ней / Толковый Типикон. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.
  7. Слободской Серафим, прот. Звон на всенощном бдении / Закон Божий. М., 2012.
  8. Сполохов А. Историческое обозрение Брянской Бело-Бережской пустыни, 1863 // Б. а. Православный, церковный колокольный звон.
  9. Тарарацкая Н. В. Колокола и колокольные звоны Московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее: дис. … канд. иск.: 17.00.02. Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2016.
  10. Устав звона Храма Христа Спасителя. Электронный ресурс: Zvon.ru — Устав звона Храма Христа Спасителя (дата обращения: 19.02.2022).
  11. Устав Церковного звона. Электронный ресурс: Устав Церковного звона (acathist.ru) (дата обращения: 19.02.2022).
  12. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, проф. А. П. Голубцов. М.: Синодальная типография, 1908.

Данные об авторе

СИНДЕЕВА НАДЕЖДА Эдуардовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ПСТГУ;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-4940-9937;
Электронный адрес: r.nadezda2109@mail.ru.