/

Зверев Александр Сергеевич

В поисках живой середины


Зверев А. С. В поисках живой середины // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 90-105.

DOI: 10.15382/sturV202246.90-105

Аннотация

В статье анализируется главная категория теоретических трудов классика венской школы искусствознания Зедльмайра «середина» (Mitte). Актуальность научных взглядов Зедльмайра в эпоху цифровизации обусловлена его стремлением понять целое. «Середина» — это онтологическая и гносеологическая категория, появившаяся еще в античности. Теория Зедельмайра направлена на познание единичного произведения искусства, которое он понимает как живое целое, пребывающее здесь и сейчас. Произведение искусства для Зедльмайра – это прежде всего событие, которое необходимо воссоздать. Понимание произведения искусства – это переживание его актуального присутствия (dasein). Личный опыт имеет определенную структуру, выражаемую категорией «середина». «Середина» по Зедлльмайру – это и начало (исток), и середина (центр), и конец (цель) произведения. «Середина» – это именно то, благодаря чему произведение обретает целостность, самость, бытие, и индивидуальность. Она же является главным средством познания искусства. Категория «середина» у Зедльмайра фактически описывает принцип существования целого, подразумевающий единство целого и части. Поэтому в русском языке наиболее близким понятием является «целое» и «живое». «Середина» в трудах Зедльмайра также обозначает самого человека и его связь с Богом.

Ключевые слова

Произведение искусства, наука об искусстве, целое, середина, событие, понимание, созерцание, система, Зедльмайр

Список литературы

  1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: НЛО, 2017. 504 с.
  2. Бибихин В. В. Ганс Зедльмай р: искусство видеть. Утрата середины // Новый ренессанс. М., 1998. C. 59–126.
  3. Бибихин В. В. Послесловие // Ганс Зедльмай р. Искусство и истина. СПб.: Axioma, 2000. 276 с.
  4. Ванеян С. С. Методологические проблемы истории искусства в трудах Ханса Зедльмайра: дис. … канд. искусствоведения. М., 1999. 348 с.
  5. Ванеян С. С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
  6. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 464 с.
  7. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. 1.
  8. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.
  9. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000.
  10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. Т. IV.
  11. Benjamin B. Springtime For Sedlmayr? The Future Of Nazi Art History // Wiener Jahrbuch fü r Kunstgeschichte, 2004. S. 73–86.
  12. Bohde D. Kunstgeschichte als physiognomische Wissenschaft. Kritik einer Denkfi gur der 1920er bis 1940er Jahre, Berlin: Akademie Verlag, 2012.
  13. Dittmann L. Stil — Symbol — Struktur. Studien zur Kategorien der Kunstgeschichte. Mü nchen: Wilhelm Fink, 1967. 243 S.
  14. Verstegen I. Obscene History. The Two Sedlmayrs Studia // Austriaca 24 (2016). S. 79–93.
  15. Van der Meulen J. Aristoteles. Die Mitte in seinem Denken, Meisenhaim/Glan, 1951. 293 S.
  16. Levy E. Sedlmayr and Schapiro Correspond. 1930–1935 // Wiener Jahrbuch für Kunstgeschichte, Bd. LIX (2010). S. 235–263.
  17. Luca Vargiu Hermeneutik und Kunstwissenschaft. Ein Dialog auf Distanz — Emilio Betti und Hans Sedlmayr, Berlin: Logos Verlag, 2017. 157 S.
  18. Männig M. Hans Sedlmayrs Kunstgeschichte. Eine kritische Studie. Bö hlau; Wien, 2016. 309 S.
  19. Sedlmayr H. Kunst und Wahrheit: Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Hamburg, 1958. 260 S.

Данные об авторе

Зверев Александр Сергеевич


Место работы: МГЛУ;
Должность: Преподаватель;
ORCID: 0000-0002-5771-4608;
Электронный адрес: al-zv@yandex.ru.