/

Никулина Анна Александровна

Подготовка женщин-регентов в учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы)


Никулина А. А. Подготовка женщин-регентов в учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 99-111.

DOI: 10.15382/sturV202245.99-111

Аннотация

С середины XIX века развитие образования стало одним из важных государственных приоритетов в Российской Империи. Распространение образованности в обществе повлияло на развитие и демократизацию в области искусств. В конце XIX века в результате социальных перемен постепенно пересматривался статус женщины в искусстве. История музыкального воспитания в России, как и в зарубежной цивилизации, неразрывно связана с церковной культурой. В нашей статье речь пойдет о Свято-Владимирской церковно-учительской школе в Петербурге, относящейся к духовному ведомству. Учебное заведение готовило педагогов для церковно-приходских школ. Музыкальное, в частности хоровое образование, преподавалось в этом учреждении на таком высоком уровне, что могло бы служить образцом для многих женских институтов того времени. Исторический опыт данного учебного заведения может быть полезен и сегодня. В статье освещено хоровое образование воспитанниц, подробно рассмотрен предмет церковного пения, затронуты вопросы репертуара школьного хора. Существует ряд серьезных трудов, посвящённых развитию хорового образования в России . Однако чаще всего в них женское музыкальное воспитание затрагивается вскользь, тогда как именно в церковных средних женских учебных заведениях впервые начали готовить профессиональных женщин-хормейстеров, что явилось одним из факторов подъёма уровня хорового пения в стране.

Ключевые слова

церковно-учительская школа, церковное пение, Свято-Владимирская школа, среднее женское образование, женское хоровое пение, школа Е. А. Победоносцевой, регентское образование.

Список литературы

  1. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М.: Изд. дом ЯСК, 2017.
  2. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества. Курсы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Рукопись.
  3. Бронзов А. А. Вечер духовного пения // Колокол. 1911. №. 1502. С. 3–4.
  4. Бронзов А. А. Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889–1914 гг.). Пг.: Синод. тип., 1914. 294 с.
  5. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. М.: Дрофа, 2009.
  6. Иванов М. М. Музыкальные наброски // Новое время. 1899. № 8264. С. 2.
  7. Лебедева-Емелина А. В., Зверева С. Г. Женское образование в России в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении (с приложениями) // История музыки: теория и история. 2019. № 20. С. 124–161. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2e7/imti_2019_20_124_161_lebedeva_emelina_zvereva.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
  8. Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синод. тип., 1916.
  9. Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синод. тип., 1904.
  10. Мироносицкий П. П. Ноты — буквы. Певческая грамота для начальных школьных народных хоров / cост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкий. Кн. 1–2. СПб.: Синод. тип., 1902. Т. 1: Для учеников; Т. 2: Для учителей и самообучения.
  11. Миропольский С. И. Русский хор. Вып. 3. Хоры: сборник трехголосных пьес для семьи и школы. СПб.: Синод. тип., 1898.
  12. Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по министерству народного просвещения за 1834 год // Журнал министерства народного просвещения. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1835. № IV. С. 4–27
  13. Панчин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979.
  14. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: РОССПЭН, 2010.
  15. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVII — начало XX века. М.: Ломоносовъ, 2020.
  16. Портал фотоархива Санкт-Петербурга GRADPETRA. URL: https://www.gradpetra.net/ (дата обращения: 25.01.2021).
  17. Программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой. URL: https://www.prlib.ru/item/357757 (дата обращения: 25.01.2021).
  18. Учебные программы. Проект нового Устава Московского Синодального училища церковного пения (1914) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / cост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2004. С. 1104–1107.

Данные об авторе

Никулина Анна Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МК РФ Государственный институт искусствознания; Москва, Россия;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000 0002 0825 3390;
Электронный адрес: conductor.nikulina@gmail.com.

Благодарности

Иерею Санкт-Петербуржской епархии, священнослужителю Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга о. Алексею (Красавину)