/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :45

ИССЛЕДОВАНИЯ

Мамлина Александра Борисовна

Особенности изображения ада в миниатюре рукописи It. 2017 из Национальной библиотеки Франции

Мамлина А. Б. Особенности изображения ада в миниатюре рукописи It. 2017 из Национальной библиотеки Франции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 9-27

DOI: 10.15382/sturV202245.9-27
Манускрипт «Ада» с комментарием павийского гуманиста Гуинифорте Барциццы был создан в 40-е годы XV века для герцога Милана, Филиппо Марии Висконти, и украшен миниатюрами, которые приписываются художнику, вошедшему в исследования под именем «мастер Светония». Предполагается, что изначально рукопись содержала порядка 115 миниатюр, из которых до нас дошли лишь 72, но кодекс, разделенный между двумя библиотеками (It. 2017, Национальная библиотека Франции, и MS 76, Коммунальная библиотека Имолы) и несколькими частными коллекциями, остается одним из самых богато иллюстрированных экземпляров «Божественной комедии» позднего Средневековья. Иллюстрации отличает архаичность, ориентация на старые образцы, такие как миниатюры рукописей Strozziano 152 (Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция) или MS. Holkham misc. 48 (Бодлианская библиотека, Оксфорд), в то время как напряженный реализм миниатюры позволяет отнести ее к примерам нового подхода в визуальной интерпретации «Божественной комедии». Мастер Светония топографически, анатомически и психологически аккуратно передает детали повествования, в соответствии с намерением позволить читателю стать соучастником различных эмоций, переживаемых героем «Божественной комедии». Для каждой из песен приводится порядка трех-четырех миниатюр, причем Данте и Вергилий, как правило, изображаются лишь единожды в каждом изображении. Таким образом, физическое путешествие выходит на первый план, растягивается во времени и пространстве, позволяя проследить его ход и саму топографию ада в мельчайших подробностях. Исследователи отмечают, что невероятная выразительность портретов Данте на страницах висконтиевского манускрипта – позы, жесты, мимика поэта, а также «клиническая» точность, с которой переданы, к примеру, страдания грешников, вызывают скорее ужас, чем сострадание. В рамках статьи рассматриваются некоторые миниатюры парижского кодекса, анализируются особенности изображения ада в интерпретации мастера Светония и их связь с традицией иллюстрирования «Божественной комедии» и с визуальной культурой Висконти в целом.
миниатюра, визуальная культура, искусство позднего Средневековья, ломбардское искусство, культурная политика, Висконти, мастер Светония, ад
  1. Avril F. Dix siècles d'enluminure italienne (VIe–XVIe siècles). P.: Bibliothèque nationale, 1984.
  2. Dionisotti C. Dante nel Quattrocento // Atti del Congresso internazionale di Studi danteschi. Firenze: G.C. Sansoni Editore, 1965. P. 333–378.
  3. Illuminated manuscripts of the Divine Comedy / ed. by Brieger P., Meiss M., Singleton C. S. Princeton: Princeton Univ. Press, 1969. Vol. I.
  4. Lo Inferno della Commedia di D. A. col commento di Guiniforto delli Bargigi, tratto da due manoscritti inediti del secolo decimo quinto, con introduzione e note dell'avvocato Giuseppe Zaccheroni. Marsiglia; Firenze: L. Mossy–G. Molini,1838.
  5. Mátyus N. Sul commento di Giovanni da Serravalle alla Commedia // Verbum — Analecta Neolatina. 2002. 4(1). P. 23–42.
  6. Pächt O. La miniatura medievale. Un’introduzione. Torino: Bollati Boringhieri, 1987.
  7. Pellegrin E. La bibliothèque des Visconti et des Sforza ducs de Milan, au XVe siècle. P.: Le service des publications du C.N.R.S, 1955.
  8. Ponchia С. Frammenti dell’Aldilà. Immagini nella Divina Commedia nell’Italia settentrionale del Trecento. Tesi di dottorato. Università di Padova. 2014. Vol. I.
  9. Ruggiero F. Per il testo del Commento di Guiniforte Barzizza all'Inferno // Rivista di studi danteschi. 2019. XIX. P. 274–350.
  10. Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia. Milano: U. Hoepli, 1912.
  11. Une Illustration de “l'Enfer” de Dante. 71 miniatures du XVe siècle. Reproduction en phototypie et description par C. Morel. P.: Librairie universitaire H. Walter, 1896.
  12. Volpi M. Guiniforte Barzizza, Commento all’‘Inferno’ (1438): edizione del canto VI // Le diciture della storia. Testi e studi off erti ad Angelo Stella dagli allievi. Roma: Salerno Editrice, 2018. P. 49–68.
  13. Zaggia M. Appunti sulla cultura letteraria in volgare a Milano nell’età di Filippo Maria Visconti // Giornale storico della letteratura italiana. 1993. CLXX. P. 161–219, 321–382.

Мамлина Александра Борисовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: НИУ ВШЭ;
ORCID: 0000-0003-1738-5624;
Электронный адрес: amamlina@gmail.com.
Иванова Светлана Валерьевна

Иконография Воскресения в русском искусстве XVI-XVIII вв.: источники формирования нового канона

Иванова С. В. Иконография Воскресения в русском искусстве XVI-XVIII вв.: источники формирования нового канона // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 28-44

DOI: 10.15382/sturV202245.28-44
Статья посвящена исследованию развития новой иконографии «Восстание от гроба с Сошествием во ад», появившейся в русском искусстве в XVI в. В XVII-XVIII вв. происходит ее изменение. Изначально можно увидеть лишь формальные изменения, но затем появляются новые темы, которые заставляют предположить влияние определенного текста. Как показывает исследование, это влияние текста "Страсти Христовы". Исследователи единодушны во мнении о принадлежности этого текста культуре староверов.На примерах отдельных памятников рассматриваются варианты новой иконографии. Варианты выделяются по расположению двух главных сюжетов, последовательному или же вертикальному. При этом в первом случае возможно увидеть либо буквальное следование голландской гравюре, либо переосмысление: размещение образа "Восстание от гроба" внизу, под главной сценой,Исследуется влияние на эту иконографию старообрядческого произведения «Страсти Христовы». Это влияние проявляется не только в новых сюжетных линиях, которые становятся обычными для нового образа. Это влияние можно увидеть и в тексте на иконе и в клеймах отдельных памятников, Приводятся примеры цитирования текста. Отмечаются отдельные иконографические особенности, связанные влиянием традиции старообрядцев: особенности сложения перстов в благословении священника, особенности формы креста и просфоры.
Иконография Пасхи, икона Воскресения, Анастасис, Восстание от гроба – Сошествие во ад, Библия Пискатора, русская иконография, старообрядчество, старообрядцы, староверы
  1. Ануфриева Н. В. Иконография «Страстей Христовых» в старообрядческой традиции (на примере списков из уральских книгохранилищ) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2020. Т. 22. № 3 (200).С. 89–109.
  2. Братчикова Е. К. «Страсти Христовы» в лицевой рукописной традиции мастеров-старообрядцев // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей Библиотеки РАН. СПб.: БАН, 2006. С. 74–83.
  3. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. М.: Российская государственная библиотека, 2014. Вып. 4. С. 138–141.
  4. Иванова С. В. Воскресение Христово. Т. 43. СПб.: Метропресс, 2014 (Русская икона: Образы и символы).
  5. Иванова С. В. Воскресение и Сошествие во ад: история двух сюжетов в христианском искусстве. СПб.: Российский институт истории искусств, 2019.
  6. Иванова С. В. Русская иконография «Восстание от гроба с Сошествием во ад» и «Страсти Христовы» // Временник Зубовского института. СПб., 2021. № 4. С. 135–151.
  7. Иванова С. В. Иконография «Восстание от гроба с Сошествием во ад» в русском искусстве XVII–XVIII вв.: композиционные варианты // Обсерватория культуры. 2022.
  8. Иванова С. В. К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Воскресения. Труды Объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. 2010. СПб., «Наука», 2011. С. 142–152.
  9. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства = Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994.
  10. Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т. = Icons of Northern Russia. The masterpieces of ancient russian painting in Archangelsk Museum of fi ne arts: in 2 vol. М.: Северный паломник, 2007. Т. 2, кат. № 110. С. 18–35.
  11. Иконы Строгановских вотчин. М.: Сканрус, 2003.
  12. Каткова С. С. Иконописцы Словенины и род Славяниновых // XXI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль, 2017. С. 205–214.
  13. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.
  14. Костромская икона XIII–XIX веков. М., 2004.
  15. Полещук Д. В. Семиотика надписи и изображения иконы «Воскресение — Сошествие во ад» третьей четверти XVI в. из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Проблема источников текстов надписей // XXI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сб. ст. Ярославль: Ярославский художественный музей, 2017. С. 66–82.
  16. Полещук Д. В. «Господь взем Адама на рамо свое» — мотив изведения праотца из ада в русском позднесредневековом иконографическом изводе Воскресения Христова // VIII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства»: Тезисы докладов. М., 2018. С. 261–264.
  17. Прохоров Г. М. Страсти Христовы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3. XVII в. Ч. 3. С. 506–508.
  18. Савельева О. А. Апокрифическая повесть «Страсти Христовы»: некоторые вопросы структуры и поэтики // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 76–83.
  19. Саенкова Е. М. Некоторые особенности иконографии Воскресения Христова и страстных циклов в иконописи второй половины XVI–XVII вв. и их литературные источники // Каптеревские чтения: сб. статей. М., 2011. Вып. 9. С. 162–173.
  20. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV — начала XX века: Каталог выставки в ЦМиАР. М.: Красная площадь, 2010.
  21. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс-культура, 1995.

Иванова Светлана Валерьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российский институт истории искусств; Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологии и дизайна; СПб., Большая Морская, д. 18.;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6791-3600;
Электронный адрес: 0018@mail.ru.
Грибкова Анна Ивановна

Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии

Грибкова А. И. Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 45-63

DOI: 10.15382/sturV202245.45-63
Статья посвящена истокам возникновения парных композиций «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг. Сложившаяся во второй четверти – середине XVII в. традиция воспроизведения древних программ позволяет отнести к данной практике монастырский собор в Звенигороде. Наличие больших парных композиций в наосе находит сходство с русскими памятниками XII–XVI вв., а не с росписями своего времени. Оба изображения оказываются созвучны композициям «Рождество Богоматери» на западной стене и «Похвала Богоматери» в центральной конхе. Комбинация четырех сцен раскрывает главный смысл всей программы, который заключается в идее Боговоплощения и прославлении Богородицы. Расположенные на восточной стене наоса сцены житийного цикла Богоматери указывают на их существование до возведения иконостаса середины XVII в. Между тем иконографический анализ парных сцен сближает их с памятниками своего времени. В первую очередь это заметно в композиции «Рождество Христово», которая структурно близка к аналогичным иконам XVI–XVII вв. В «Успении Богоматери» обнаруживается сходство с храмовой иконой из Успенского собора Московского Кремля 1472–1474 гг., а также с вышитой для нее в 1640-е гг. пеленой. Результаты исследования показывают, что парные композиции могли входить в состав древней росписи, при этом в середине XVII в. они вместе со всей программой были исполнены заново и дополнены новыми элементами.
Рождество Христово, Успение Богоматери, парные сцены, роспись, композиция, иконография, живопись.
  1. Алешкина Л. В. Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении. М.: Изд-во ООО «Киновек», 2013.
  2. Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: сб. статей под ред. акад. И. Грабаря. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 103–148.
  3. Баранов В. В. Результаты новейших исследований живописи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. К вопросу о датировке храма и его первоначальной росписи // Саввинские чтения: сб. тр. по ист. Звенигородского края. М.: ПАЛЬМИР, 2019. Вып. 4. С. 231–255.
  4. Бетин Л. В., Шередега В. И. Алтарная преграда Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. М.: Стройиздат, 1982. С. 52–55.
  5. Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1995.
  6. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
  7. Глазунов А. А. Материалы для истории русской иконописи. Вып. 1. М.: Русская Печатня, 1914.
  8. Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (материалы к исследованию) // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 138–158.
  9. Кондрашина В. А. О большом иконостасе Богородице-Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. По архивным материалам // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия: сб. статей / ред.-сост. М. М. Красилин [ГосНИИР]. М., 2001. С. 121–136.
  10. Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины: Христианский восток, 1999.
  11. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М.: Красная площадь, 2004.
  12. Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2002.
  13. Нерсесян Л. В. Фрески Ферапонтова монастыря и система росписи русских храмов XV–XVI вв. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. М.: Северный паломник, 2009. С. 235–250.
  14. Николаева Т. В. Древний Звенигород. М.: Искусство, 1978.
  15. Осташенко Е. Я. «Успение» — храмовая икона Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: сб. статей. М.: Се- верный паломник, 2005. С. 40–64.
  16. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии / вступ. ст. Г. И. Вздорнова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  17. Попов Г. В. «Первое стенное письмо» Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря // В созвездии Льва: сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / отв. ред. М. А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 350–369.
  18. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы XV — начала XVI века. М., 1975.
  19. Попова О. С. Пути Византийского искусства. 2-е изд., испр. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2020.
  20. Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала XX века. М.: Лето, 2013.
  21. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности: Путеводитель. Звенигород: Изд. отд. Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2018.
  22. Саввино-Сторожевский монастырь. История: к 600-летию преставления основателя обители преподобного Саввы Сторожевского / [Яшина О. Н., Доценко И. И.] Звенигород: Изд. отд. Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006.
  23. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  24. Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 5. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001. С. 29–39.
  25. Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х — начала 1160-х годов // История русского искусства в 22 т. Т. 2, ч. 1: Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.: Государственный институт искусствознания, 2012.
  26. Сарабьянов В. Д. Росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры в традициях древнерусской храмовой декорации // Искусствознание. 2/04. М.: Государственный институт искусствознания, 2004. С. 188–236.
  27. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески: 2-е изд. М.: Северный паломник, 2009.
  28. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2015.
  29. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
  30. Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 160–174.
  31. Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Московского Чудова монастыря // Искусство средневековой Руси / редкол.: Н. С. Владимирская, Е. Б. Гусарова, А. Б. Стерлигов, И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова (отв. ред.). (Материалы и исслед. / Гос. историко-культурный Музей-заповедник «Московский Кремль»; 12). М., 1999. С. 181–198.
  32. Толстая Т. В. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля (к проблеме иконографического типа) // Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. VII. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М.: Искусство, 1990. С. 67–86.
  33. Успенский А. И. История стенописи Успенского собора в Москве // Древности. Труды Имп. Московского археологического общества. Т. 19. Вып. 3. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. С. 47–70.
  34. Филатов В. В. Главные фрески Успенского собора в Звенигороде // Звенигород за шесть столетий: сб. статей / под ред. В. А. Кондрашиной, Л. А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 348–360.
  35. Чураков С. С. Отражение рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Андрей Рублев и его эпоха: cб. статей / под ред. М. В. Алпатова. М., 1971. С. 194–212.
  36. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII вв. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  37. Этингоф О. Е. Сопоставление сцен «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписях церквей Богородицы в Студенице и Благовещения в Градаце. Новый взгляд // ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 59–76.
  38. Maguire H. Art and Eloquence in Byzantium. New Jersey: Princeton University Press, 1994.
  39. Stichel R. Die Geburt Christi in der russischen Ikonenmalerei: Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1990.

Грибкова Анна Ивановна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Государственный институт искусствознания;
ORCID: 0000-0001-7655-4286;
Электронный адрес: gribkovanna@list.ru.
Тюпанова Оксана Евгеньевна

Пространство Слова: эпиграфика в интерьерах голландских церквей XVII века

Тюпанова О. Е. Пространство Слова: эпиграфика в интерьерах голландских церквей XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 64-78

DOI: 10.15382/sturV202245.64-78
В статье рассмотрена проблема взаимосвязи слова и образа в памятниках живописно-графического искусства, изображающих текст – текстовых картинах, в голландском языке – «tekstschilderijen». Чаще всего анонимные, эти монументальные воспроизведения Слова были написаны на досках, колоннах и стенах церквей повсеместно в Северных Нидерландах в течение первого века после Реформации. Формально они принадлежат истории живописи, поскольку используют те же материалы – краски на доске или камне в декоративном обрамлении, однако способ изображения текста, напоминающий увеличенную страницу Священного Писания, ставит их в один ряд с памятниками графического искусства. Появление «словесных картин», текстов, ставших орнаментами и каллиграфией, масштаб и структура которых перемещали их словесное содержание из индивидуального мира личного посвящения в фиксированную дидактику общественного пространства, соответствовало новым доктринальным указаниям и радикально перестроило семантическую структуру готического собора. Библия предоставила новый графический язык: текст, который был достаточно авторитетным, чтобы оставаться каноническим и достаточно гибким, чтобы принимать множество форм. Помимо указанных условий бытования непосредственно в храмовом пространстве текстовые картины являются важным смысловым и композиционным элементом живописных произведений в специфическом жанре голландской живописи – церковном интерьере, являя собой распространенный прием барокко «картины в картине». Диалектическое единство содержательной части текстовых картин, их оформления, взаимодействия с церковным пространством и традиции просмотра помогают провести реконструкцию не только авторского замысла художника, но и культурно-исторического контекста.
Раннее Новое время, искусство пост-Реформации, голландская живопись золотого века, голландские архитектурные «перспективы» XVII века, проблема слова и образа, интерьер церкви, иеротопия
  1. Ванеян С. С. Архитектура и иконография: «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  2. Домбраускене Г. Н. Религиозная символика в иеротопии протестантизма // Вестник МГУКИ. 2013. № 3 (53). С. 223–227.
  3. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. СПб.: Питер, 2007. 244 с.
  4. Рехт Р. Верить и видеть = Le croire et le voir: искусство соборов XII–XV веков. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018.
  5. Чистова Л. Д. Голландская изобразительная каллиграфия начала XVII века в контексте визуальной и письменной культуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2013. С. 418–425.
  6. Brusati С. Reforming Idols and Viewing History in Pieter Saenredam’s Perspectives / The Idol in the Age of Art. Objects, Devotions and the Early Modern World // ed. Michael W. Cole and Rebecca Zorach. Farnham and Burlington, VT: Ashgate, 2009. P. 34–37.
  7. Dyrness W. A. Reformed theology and visual culture: the Protestant imagination from Calvin to Edwards. Cambridge Univ. Press, 2004. P. 339.
  8. Groot A. Pieter Saenredam, the Utrecht Work: Paintings and Drawings by the 17th-century Master of Perspective / ed. by Liesbeth M. Helmus. Publisher: J. Paul Getty Museum. Los Angeles CA, 2002.
  9. Marnef G. Chambers of rhetoric and the transmission of religious ideas in the Low Countries / Cultural exchange in early modern Europe Vol. 1 // eds. Heinz schilling and István György Tóth. Publ. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 274–293.
  10. Mochizuki M. Supplanting the devotional image after Netherlandish iconoclasm // Negating the image / Case studies in Iconoclasm. ASHGATE, 2005. P. 137–162.
  11. Mochizuki M. The Dutch Text Painting // Word & Image / Journal of Verbal/ Visual Enquiry 2007. Vol. 23. P. 72–88.
  12. Mochizuki M. Iconoclasm / in Frank Burch Brown (ed.), The Oxford Handbook of Religion and the Arts, Oxford: Publ. Oxford University Press, 2013. P. 450–468.
  13. Ottenheym K. A. The attractive fl avour of the past. Combining new concepts for ecclesiastical buildings with references to tradition in seventeenth-century Holland // Harasimowicz J. (ed.), Protestantischer Kirchenbau der Frühen Neuzeit in Europa. Grundlagen und neue Forschungskonzepte / Protestant Church Architecture in Early Modern Europe. Fundamentals and new research approaches. Regensburg, 2015. P. 99–114.
  14. Simpson J. Reformation memorial focus // Remembering the Reformation. Remembering the Medieval and Early Modern Worlds / eds. Alexandra Walsham, Brian Cummings, Ceri Law, Karis Riley. Publ. Routledge, 2020. P. 23–40.

Тюпанова Оксана Евгеньевна


Место работы: Санкт–Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина;
Должность: старший преподаватель кафедры зарубежного искусства;
ORCID: 0000-0002-0825-9899;
Электронный адрес: oksanatyupanova@gmail.com.
Аитова Софья Николаевна

Новые композиционные типы житийных икон в ярославской и костромской живописи во 2-й половине XVII века

Аитова С. Н. Новые композиционные типы житийных икон в ярославской и костромской живописи во 2-й половине XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 79-98

DOI: 10.15382/sturV202245.79-98
В статье обозначен феномен новых композиционных схем русских житийных икон второй половины XVII века, а также намечены пути методологического изучения этого материала ввиду того, что эта тема недостаточно изучена. Иконы такого типа отличаются от традиционных житийных икон тем, что в них нет деления доски на средник, в котором находится образ святого, и на клейма, где располагаются житийные сцены. Напротив, житийные эпизоды располагаются в том же изобразительном поле, что и портретный образ святого. Отсутствие схематичного линеарного принципа композиции приводит к иной форме считывания житийной истории, которая воспринимается, с одной стороны, как цельный живописный образ, с другой стороны, как многофигурная подробная система. Ранние прецеденты таких житийных образов (иконы из местного ряда иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле, начало 1660-х гг.) обнаружены в иконописи поволжского региона, откуда они затем проникают в столичную живопись. В статье даётся историографический обзор этого материала, рассматривается культурный контекст, в котором развитие такого композиционного типа оказалось возможным. Также предлагается классификация житийных икон такого типа и проводится их композиционный анализ для выявления художественной специфики.
житийная икона со средником и клеймами, новые типы житийных икон, вторая половина XVII века, композиционное устройство житийного цикла, иконы церкви Илии Пророка в Ярославле, иконописец Фёдор Зубов,
  1. Алпатов М. В. Проблема барокко в русской иконописи // Барокко в России / под ред. А. И. Некрасова. М., 1926.
  2. Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982.
  3. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
  4. Брюсова В. Г. Федор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008.
  6. Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Памяти Николая Николаевича Померанцева. Древнерусское искусство: исследования и реставрация: сб. науч. трудов (ВХНРЦ). М., 2001. С. 120–122.
  7. Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002.
  8. Казакевич Т. Е. Иконографическая программа Толчковской паперти и русский театр XVII — начала XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 651–667.
  9. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования / отв. ред. В. П. Выголов. М., 1980. С. 13–63.
  10. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книгиwam, 2007.
  11. Костромская икона XIII–XIX веков / авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004.
  12. Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М.: Индрик, 2015.
  13. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.
  14. Преображенский А. С. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея как памятник годуновского времени // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырский традиции: Материалы международной научной конференции. Труды ГИМ. М., 2015. Вып. 202. С. 272–285.
  15. Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. науч. статей. М., 2020. Т. XVII.
  16. Саенкова Е. М. Житийная икона // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2009. С. 273–283.
  17. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  18. Флоренский П. А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях // Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000 (Философское наследие. Т. 131). Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Ярославль, 2001.
  19. Черная Л. А. От идеи «Угождения Богу» к идее «Постижения Бога» через мир // Филевские чтения. Вып. VI. М., 1994. С. 52–53.
  20. Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  21. L'Arte della Meraviglia. Icone russe del XVII secolo: Libro-Calendario 2004. Milano: La Casa di Matriona, 2003.
  22. Stichel R. Die Geburt Christi in der Russischen Ikonenmalerei. Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. Stuttgart: Steiner, 1990.

Аитова Софья Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@gmail.com.
Никулина Анна Александровна

Подготовка женщин-регентов в учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы)

Никулина А. А. Подготовка женщин-регентов в учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 99-111

DOI: 10.15382/sturV202245.99-111
С середины XIX века развитие образования стало одним из важных государственных приоритетов в Российской Империи. Распространение образованности в обществе повлияло на развитие и демократизацию в области искусств. В конце XIX века в результате социальных перемен постепенно пересматривался статус женщины в искусстве. История музыкального воспитания в России, как и в зарубежной цивилизации, неразрывно связана с церковной культурой. В нашей статье речь пойдет о Свято-Владимирской церковно-учительской школе в Петербурге, относящейся к духовному ведомству. Учебное заведение готовило педагогов для церковно-приходских школ. Музыкальное, в частности хоровое образование, преподавалось в этом учреждении на таком высоком уровне, что могло бы служить образцом для многих женских институтов того времени. Исторический опыт данного учебного заведения может быть полезен и сегодня. В статье освещено хоровое образование воспитанниц, подробно рассмотрен предмет церковного пения, затронуты вопросы репертуара школьного хора. Существует ряд серьезных трудов, посвящённых развитию хорового образования в России . Однако чаще всего в них женское музыкальное воспитание затрагивается вскользь, тогда как именно в церковных средних женских учебных заведениях впервые начали готовить профессиональных женщин-хормейстеров, что явилось одним из факторов подъёма уровня хорового пения в стране.
церковно-учительская школа, церковное пение, Свято-Владимирская школа, среднее женское образование, женское хоровое пение, школа Е. А. Победоносцевой, регентское образование.
  1. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М.: Изд. дом ЯСК, 2017.
  2. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества. Курсы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Рукопись.
  3. Бронзов А. А. Вечер духовного пения // Колокол. 1911. №. 1502. С. 3–4.
  4. Бронзов А. А. Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889–1914 гг.). Пг.: Синод. тип., 1914. 294 с.
  5. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. М.: Дрофа, 2009.
  6. Иванов М. М. Музыкальные наброски // Новое время. 1899. № 8264. С. 2.
  7. Лебедева-Емелина А. В., Зверева С. Г. Женское образование в России в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении (с приложениями) // История музыки: теория и история. 2019. № 20. С. 124–161. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2e7/imti_2019_20_124_161_lebedeva_emelina_zvereva.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
  8. Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синод. тип., 1916.
  9. Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синод. тип., 1904.
  10. Мироносицкий П. П. Ноты — буквы. Певческая грамота для начальных школьных народных хоров / cост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкий. Кн. 1–2. СПб.: Синод. тип., 1902. Т. 1: Для учеников; Т. 2: Для учителей и самообучения.
  11. Миропольский С. И. Русский хор. Вып. 3. Хоры: сборник трехголосных пьес для семьи и школы. СПб.: Синод. тип., 1898.
  12. Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по министерству народного просвещения за 1834 год // Журнал министерства народного просвещения. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1835. № IV. С. 4–27
  13. Панчин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979.
  14. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: РОССПЭН, 2010.
  15. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVII — начало XX века. М.: Ломоносовъ, 2020.
  16. Портал фотоархива Санкт-Петербурга GRADPETRA. URL: https://www.gradpetra.net/ (дата обращения: 25.01.2021).
  17. Программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой. URL: https://www.prlib.ru/item/357757 (дата обращения: 25.01.2021).
  18. Учебные программы. Проект нового Устава Московского Синодального училища церковного пения (1914) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / cост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2004. С. 1104–1107.

Никулина Анна Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МК РФ Государственный институт искусствознания; Москва, Россия;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000 0002 0825 3390;
Электронный адрес: conductor.nikulina@gmail.com.
Иерею Санкт-Петербуржской епархии, священнослужителю Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга о. Алексею (Красавину)
Полозова Ирина Викторовна; Тюрякова Юлия Викторовна

Концерты духовной музыки в российской провинции начала ХХ века (на примере городов Среднего и Нижнего Поволжья)

Полозова И. В., Тюрякова Ю. В. Концерты духовной музыки в российской провинции начала ХХ века (на примере городов Среднего и Нижнего Поволжья) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 112-125

DOI: 10.15382/sturV202245.112-125
В статье рассматриваются некоторые аспекты музыкально-просветительской деятельности, проводившейся на рубеже XIX-XX вв. провинциальными церковно-певческими сообществами различных христианских конфессий. В качестве примера охватываются города Саратов, Самара, Симбирск и Сызрань - крупнейшие экономические и культурные центры Среднего и Нижнего Поволжья. Авторы анализируют концертную деятельность представленных губерний по нескольким направлениям: концерты православных богослужебных песнопений, духовные концерты со смешанными программами, концерты духовной музыки в католических и протестантских церквях, а также отдельно выделяют примеры премьерного исполнения авторских духовных сочинений в провинциальных храмах. Так, в работе освещается просветительская концертно-просветительская работа профессора Саратовской консерватории И.В. Липаева, Саратовского архиерейского хора под управлением Н.М. Дмитриева, Симбирского архиерейского хора (регент С.П. Ягодинский). Авторами приводятся примеры гастрольных выступлений ведущих хоровых коллективов Российской Империи в поволжских городах, в частности, Московского синодального хора (под управлением Н. Н. Толстякова) в г. Саратове и хора Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы (регент Архангельский А.А.) в г. Самаре. Кроме того, в статье затрагивается проблема взаимодействия православных и единоверческих общин, совершения ими совместных богослужений (возможных в рамках единоверческой Литургической практики), а также сохранение Поволжье живой традиции использования знаменного распева. В результате проведенных исследований в статье утверждается мысль о преемственности идей Нового направления в русской духовной музыки поволжскими регентами, а также об активном включении последних в общий процесс развития российского церковно-певческого искусства.
духовный концерт, саратовское старообрядчество, сызранские единоверцы, Новое направление в русской духовной музыке, гастроли церковных коллективов, поволжские католики, протестантские поволжские общины, православные религиозно-нравственные чтения, авторские духовные сочинения, литургическая практика
  1. Августов В., свящ. Религиозно-нравственные чтения в зале Сызранского городского общества // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 185–188.
  2. Благотворительный духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 4 марта.
  3. Воскресный духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 9 марта.
  4. Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880–1990-е годы: Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 105–114.
  5. Губанова З. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 20 марта.
  6. Державин П. Религиозно-нравственное чтение и духовный концерт // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 5. С. 181–184.
  7. Державин П. Духовный концерт с религиозно-нравственным чтением в зале Дворянского собрания // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 8. С. 285–289.
  8. Державин П. Седьмое публичное религиозно-нравственное чтение // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 181–186.
  9. Духовные концерты // Саратовский вестник. 1910. 18 февр.
  10. Духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 1 апр.
  11. Духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 18 марта.
  12. Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 3 апр.
  13. Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 10 апр.
  14. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 7 окт.
  15. Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2008. 30 с.
  16. Загоскин М. Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского // Библиотека для чтения. 1847. Ч. 4. С. 37–140.
  17. Липаев Ив. Редкостное пение // Саратовский листок. 1913. 9 июля.
  18. Литургия Ипполитова-Иванова // Саратовский вестник. 1910. 26 февр.
  19. О выписке «Херувимской» переложения протодиакона Северовостокова // Самарские епархиальные ведомости. 1898. № 22. Неоф. ч. С. 407.
  20. Описание празднования 100-летия годовщины Отечественной войны в Симбирской 1 мужской гимназии // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С. 667–674.
  21. Пальмов Н. Чествование памяти Пушкина по поводу столетия со дня его рождения в Сызранском духовном училище // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 455–458.
  22. П. Н. О. Освящение единоверческого храма в г. Сызране // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 10. С. 460–465.
  23. Полозова И. В. Просветительская деятельность в музыкальной жизни провинции начала ХХ века // Манускрипт. Т. 14. Вып. 6. С. 1235–1242.
  24. По поводу духовного концерта А. А. Архангельского в Самаре 28 января 1899 года // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 228–237.
  25. Празднование 1500-летия блаженной кончины св. Иоанна Златоуста в г. Симбирске // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 23. С. 638–639.
  26. Саратовский вестник. 1910. 16 февр.
  27. Саратовский вестник. 1910. 19 февр.
  28. Саратовский вестник. 1911. 29 марта.
  29. Саратовский вестник. 1911. 19 ноября.
  30. Саратовский вестник. 1912. 24 февр.
  31. Саратовский листок. 1911. 24 марта.
  32. Саратовский листок. 1913. 22 марта.

Полозова Ирина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова;
Должность: профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности;
Электронный адрес: i.v.polozova@mail.ru.

Тюрякова Юлия Викторовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова; Российская Федерация, 410012, г. Саратов, просп. им. Кирова, 1;
ORCID: 0000-0001-9329-4009;
Электронный адрес: dvt22974@yandex.ru.
Горюнова Ольга Сергеевна

Жанр духовного стиха в хоровом творчестве Ю. М. Буцко на примере кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”»

Горюнова О. С. Жанр духовного стиха в хоровом творчестве Ю. М. Буцко на примере кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 126-144

DOI: 10.15382/sturV202245.126-144
Основной научный интерес автора – выявление и исследование малоизвестных и неизданных хоровых произведений одного из ярчайших представителей русской музыкальной культуры XX–XXI века Ю. М. Буцко. В данной статье предпринята попытка исследования рукописной партитуры кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник” (стихи духовные)», написанной в 1969 году, в ранний период творчества композитора. Основу кантаты составляют четыре духовных стиха – образцы музыкально-поэтического жанра, к которому композитор обращался неоднократно как в вокальных, так и в инструментальных сочинениях (симфониях, концертах, фортепианных пьесах). Отдельное внимание уделено анализу музыкального языка каждой части кантаты: мелодии, гармонии, ритмических особенностей, принципов оркестровки. Выявлена взаимосвязь некоторых фрагментов кантаты с музыкой эпохи барокко в контексте использования музыкально-риторических фигур. В ходе исследования удалось определить, что произведение написано по авторской ладовой методике Ю. М. Буцко – «двенадцатизвучие на расстоянии» – впервые представленной в том же 1969 году в «Полифоническом концерте». В заключении автор статьи выражает надежду на то, что кантата «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”» будет издана, исполнена и станет доступна публике.
Буцко, рукопись, кантата, хоровая музыка, духовный стих, полифония, духовная музыка.
  1. Буцко Ю. М. Полифонический концерт: Девятнадцать контрапунктов: для 4 клавишных инструментов, смешанного хора и ударных инструментов: На темы русского знаменного роспева / предисл. авт. М.: Сов. композитор, 1992.
  2. Горюнова О. С. «Былина о Борисе и Глебе» Ю. М. Буцко // Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания: сб. статей по материалам XX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (19–24 апреля 2021 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2021. С. 141–147.
  3. Куреляк А. А. Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко: дис. … канд. иск. М., 2006.
  4. Кушнир О. В. Духовный стих в творчестве русских композиторов (на примере «Голубиной книги» Вячеслава Володина) // Чтения памяти С. В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX–XXI вв.: тенденции и перспективы: Материалы Международной научной конференции. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова. 2013. С. 91–103.
  5. Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019.
  6. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов: Международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова, 1993.
  7. Павлинова В. П. Русский духовный стих в исторических драмах Мусоргского // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 89–106.
  8. Рахманова М. П. Духовный стих. Взаимодействие устных и письменных традиций // Музыкальная культура Средневековья. 1992. Вып. 2. С. 126–127.
  9. Рахманова М. П. О церковном уставе и о церковном пении // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 37–44.
  10. Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: учеб. пособие для филологических факультетов: Марийский гос. ун-т, 1995.
  11. Теплова И. Б. Духовный стих «Алексей Божий человек» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Израиль XXI. Музыкальный журнал. Рамат-Ган. 2012. № 3. С. 4.
  12. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003.
  13. Филатова Н. Ю. «О Боге Великом он пел, и хвала его непритворна была». Вспоминая о Юрии Марковиче Буцко // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019. № 3. С. 12–18.
  14. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. 27. М., 1960. С. XV.
  15. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. 63. М.: Музыка, 1990. С. 16.

Горюнова Ольга Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а;
Должность: инспектор;
ORCID: 0000-0003-0423-2725;
Электронный адрес: osgrn@bk.ru.
Садыкова Наталья Валерьевна

Православная певческая традиция Сахалина

Садыкова Н. В. Православная певческая традиция Сахалина // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 145-152

DOI: 10.15382/sturV202245.145-152
Данная статья посвящена вопросу формирования православной певческой традиции в одном из самых молодых епархиальных образований – Южно Сахалинской и Курильской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата. Затрагивается количественное соотношение существующих религиозных воззрений и верований этнических групп островного края. Рассматриваются особенности исторических процессов развития православия в регионе, определившие круг проблем, существующих в динамике становления богослужебно-певческой традиции региона и ее трансмиссии. Рассматриваются три типологические разновидности богослужения (по отношению к певческому компоненту) в Сахалинской области: монастырская, кафедральная и приходская. Анализируются репертуарные предпочтения в богослужебных песнопениях соборов и небольших приходах. В результате исследования автором обнаруживается, что для одного суточного богослужебного круга отдельно взятого храма или собора в певческом отношении характерен своего рода синхронический срез, представленный песнопениями различных эпох, стилей и направлений в одновременности, приводящий к стилистической эклектике, однако сложно дифференцируемой слухом неподготовленного прихожанина. Анализируются существующие организационные проблемы в регентско-певческого дела. Освещается концертно-просветительская деятельность хоровых коллективов и вокальных ансамблей приходов Южно-Сахалинской епархии. Делается вывод о незавершенности описываемых процессов и нестабильном современном состоянии православной певческой традиции Сахалина, находящейся в начальном периоде своего становления.
Православная певческая традиция, Православие на Дальнем Востоке и Сахалине, богослужебные песнопения, религия и искусство, концертно-просветительская и миссионерская деятельность, церковное пение, Сахалин
  1. Агиенко Д., Ясько К. Монастырские будни: мужская и женская обители Сахалина [Электронный ресурс] // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/weekly/133541 (дата обращения: 12.03.2020).
  2. Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ [Электронный ресурс] URL: http://eparhia.karelia.ru/tanya05.htm (дата обращения: 01.11.2021).
  3. Добренко Л. С. Интервью от 10.03.2020. Аудиозапись. 2020 г.
  4. Крестовый поход против тоталитарных сект объявили на Сахалине [Электронный ресурс] // SakhalinMedia.ru. 2014. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/394784 (дата обращения: 09.03.2020).
  5. Малер Е. Южно-Сахалинск: между сектами и храмами [Электронный ресурс] // На семи холмах, 2015. URL: https://elena-maler.livejournal.com/365963.html (дата обращения: 10.03.2020).
  6. Новиков А. Интервью со старообрядцем [Электронный ресурс] // Бог с тобой. 2013. URL: https://citysakh.ru/news/36757 (дата обращения: 10.03.2020).
  7. Потапова Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX — начале XX века): автореф. дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2004.
  8. Тутурова В. А. Интервью от 30.08.2021. Аудиозапись. 2021 г.
  9. Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011.
  10. Хор «Покров» выступил на «Рождественских встречах» в Южно-Сахалинске [Электронный ресурс] // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/news/183060 (дата обращения: 15.03.2020).
  11. Южно-Сахалинская епархия [Электронный ресурс] // Древо: открытая православная энциклопедия. 2019. URL: https://drevo-info.ru/articles/6140.html (дата обращения: 11.03.2020).

Садыкова Наталья Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Краснодарский государственный институт культуры;
Электронный адрес: maksinatalya@mail.ru.
Червякова Ирина Михайловна

Астраханский Архиерейский хор в концертах духовной музыки

Червякова И. М. Астраханский Архиерейский хор в концертах духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 153-163

DOI: 10.15382/sturV202245.153-163
В постсоветский период заметно возрос интерес к церковно-певческому искусству. Профессиональные музыканты получили возможность исполнять и изучать музыку, которая до этого времени не имела такого широкого распространения. Для многих открылось еще одно направление для самореализации. Духовная музыка все чаще стала выходить за рамки богослужения и повсеместно исполняться как светскими, так и церковными хоровыми коллективами на эстраде. Таким образом, этот вид богатейшего русского культурного наследия становился более доступным не только для прихожан храмов, но и для слушателей концертных залов. Традиции концертов православной музыки, с совместным выступлением церковных и светских хоров были заложены в Астрахани еще с начала 1990-х годов. Организация подобных мероприятий является одним из направлений концертно-просветительской деятельности Астраханской митрополии. Непременным участником этих концертов всегда был Астраханский архиерейский хор. Он во многом является образцом для других певческих коллективов города, такой формат деятельности оказывает большое влияние на профессиональное состояние клиросных хоров, репертуарные предпочтения, манеру исполнения и многое другое. В данной статье мы рассмотрим концертный стиль пения больших соборов на примере архиерейского хора Покровского и Успенского кафедральных соборов, их концертной и фестивальной деятельности.
: церковное пение, концертно-просветительская работа, миссионерская деятельность, духовная музыка, архиерейский хор, регент, консерватория, кафедральный собор.
  1. Власенко Л. П. Сергей Комяков. Творчество как смысл жизни: Труды. Статьи. Воспоминания. Материалы / ред.-сост. Л. П. Власенко. Астрахань: ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс “Волга”», 2010.
  2. Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ [Электронный ресурс] // URL: http:// eparhia.onego.ru/tanya05.htm.
  3. Дабаева И. П. Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, тип. Россельхозакадемии, 2001. С. 7–16.
  4. Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Покровский собор города Астрахани. Астрахань: Новая линия, 2013.
  5. Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий: монография. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011.

Червякова Ирина Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Краснодарский государственный институт культуры; Российская Федерация, 350028 г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33;
ORCID: 0000-0003-1147-2487;
Электронный адрес: chervyakova-77@mail.ru.