/

Ковалев Андрей Борисович

Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003-2020 гг.: путь к созданию богослужебного хорового цикла


Ковалев А. Б. Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003-2020 гг.: путь к созданию богослужебного хорового цикла // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 153-165.

DOI: 10.15382/sturV202144.153-165

Аннотация

В данной статье прослеживается путь создания Всенощного бдения, соч. 2003-2020 гг. московского композитора Михаила Симакова, рассматриваются особенности жанрово-стилевого своеобразия и цикличности. Это произведение продолжает традицию создания авторских богослужебно-хоровых циклов представителями Нового направления в преломлении современного композитора начала XXI века. Отмечается влияние С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова с точки зрения использования средств композиции и признаков цикличности (музыкально-тематические арки). Своеобразие музыкального языка Михаила Симакова выражается в аллюзиях на традиционные роспевы и напевы, монотематизме («Свете тихий»), применении различных типов фактуры (контрапункт, подголосочность, гомофонно-гармонический склад). Среди признаков цикличности выделены двухчастность, в соответствии с разделением чинопоследования богослужения на Вечерню и Утреню, чередование номеров цикла по принципу контраста: ладо-тонального, ритмического, фактурного, стилевого. Цель – определить жанрово-стилевое своеобразие данного произведения, выявить признаки его художественной целостности как хорового цикла из 15 номеров.Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием терминологии из литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения. Вывод. Жанрово-стилевое своеобразие Всенощного бдения Михаила Симакова определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью языка композитора, его стремлением к глубокому постижению и воплощению в музыке смысловой сущности богослужебного текста, его образного содержания, символики.

Ключевые слова

М. С. Симаков, Всенощное бдение, хоровой цикл, малый цикл, монотематизм, богослужебно-певческая традиция, роспев, напев

Список литературы

  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  2. Ковалев А. Б. Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17–18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.- сост. И. Н. Вановская. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. С. 30–40.
  3. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века): монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  4. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и иссл. / ред.- сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 2004. Вып. 2.

Данные об авторе

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.