В данной статье прослеживается путь создания Всенощного бдения, соч. 2003-2020 гг. московского композитора Михаила Симакова, рассматриваются особенности жанрово-стилевого своеобразия и цикличности. Это произведение продолжает традицию создания авторских богослужебно-хоровых циклов представителями Нового направления в преломлении современного композитора начала XXI века. Отмечается влияние С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова с точки зрения использования средств композиции и признаков цикличности (музыкально-тематические арки). Своеобразие музыкального языка Михаила Симакова выражается в аллюзиях на традиционные роспевы и напевы, монотематизме («Свете тихий»), применении различных типов фактуры (контрапункт, подголосочность, гомофонно-гармонический склад). Среди признаков цикличности выделены двухчастность, в соответствии с разделением чинопоследования богослужения на Вечерню и Утреню, чередование номеров цикла по принципу контраста: ладо-тонального, ритмического, фактурного, стилевого. Цель – определить жанрово-стилевое своеобразие данного произведения, выявить признаки его художественной целостности как хорового цикла из 15 номеров.Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием терминологии из литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения. Вывод. Жанрово-стилевое своеобразие Всенощного бдения Михаила Симакова определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью языка композитора, его стремлением к глубокому постижению и воплощению в музыке смысловой сущности богослужебного текста, его образного содержания, символики.
М. С. Симаков, Всенощное бдение, хоровой цикл, малый цикл, монотематизм, богослужебно-певческая традиция, роспев, напев