/

Павлинова Варвара Петровна

Русский духовный стих в исторических драмах Мусоргского


Павлинова В. П. Русский духовный стих в исторических драмах Мусоргского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 89-106.

DOI: 10.15382/sturV202143.89-106

Аннотация

В статье впервые ставится вопрос о месте и роли поэтики жанра русского духовного стиха в исторических драмах М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и «Хованщине». Освещены первые шаги научного осмысления традиции духовного стиха и изучения истории ее носителей — калик перехожих. Хронологически эти научные опыты, прежде всего Ф. И. Буслаева и И. И. Срезневского, непосредственно предшествовали работе Мусоргского над его оперными шедеврами. Хор калик перехожих из Пролога «Бориса Годунова» — первое обращение Мусоргского к этой традиции. В статье хор рассмотрен комплексно. Обращено внимание на разные уровни содержания его вербального текста, предложены разные гипотезы его трактовки. На базе аналитических наблюдений Б. В. Асафьева рассмотрено значение ритмической формулы хора как сквозного лейтритма оперы, объединяющего народные сцены, но распространенного также и на портрет царя Бориса. Высказано мнение об особой роли хора калик в опере «Борис Годунов», приближенной к метафорическому эпиграфу. Отмечена роль поэтики жанра духовного стиха и его конкретных образцов в формировании драматургии «Хованщины», а также исторической атмосферы народной музыкальной драмы. В «Борисе Годунове» эстетическую задачу историзма композитор эффективно решал при помощи высоких знаков храмовой культуры. В «Хованщине» религиозные представления фольклоризованы, показаны важной стороной народного сознания, что открыло композитору еще более широкое пространство для творческого преломления жанровой специфики духовного стиха на разных уровнях музыкального стиля и драматургии. В качестве вывода предложено мнение о значительном влиянии жанровой сферы духовного стиха на творческое мышление Мусоргского, что определило ее последующую интерпретацию в русском музыкальном искусстве.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, русский духовный стих, калики перехожие, «Борис Годунов», «Хованщина», драматургия, поэтика

Список литературы

  1. Асафьев Б. В. Оркестр «Бориса Годунова» Мусоргского // Избранные труды. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. Т. III. С. 32‒67.
  2. Буслаев Ф. И. Изображение Страшного суда по русским подлинникам // Исторические очерки русской народной словесности. 1861. Т. IV. С. 133–155.
  3. Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерусской литературе. Речь, произнесенная в Торжественном Собрании Императорского Московского Университета исправляющим должность Экстра-Ординарного Профессора Русской Словесности Ф. Буслаевым 12 января 1859 года. М., 1859.
  4. Киреевский П. В. Русские народные песни, собранные Петром Киреевским. Ч. 1: Русские народные стихи // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1847. Вып. 9. С. 145–228.
  5. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. М.: Памятники исторической мысли, 2011.
  6. Мурашева Н. С. Историография термина «Духовный стих» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 338–342.
  7. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Т. 1: Письма. Биографические материалы и документы. М.: Музыка, 1971.
  8. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Т. 2: Литературные произведения. М.: Музыка, 1972.
  9. Павлинова В. П. Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 114–133.
  10. Протопопов В. В. История полифонии. Т. V. М., 1987. С. 130.
  11. Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург // Собрание сочинений: в 10 т. 4-е изд. Л.: Наука, 1978. Т. 7: Критика и публицистика. С. 184–210.
  12. Срезневский И. И. Крута каличья: Клюка и сума, лапотки, шляпа, колокол / Записки И. И. Срезневского. СПб.: Тип. Академии наук, 1862.
  13. Срезневский И. И. Русские калики древнего времени // Записки Императорской Академии наук. 1862. Т. 1. Кн. 2.
  14. Срезневский И. И. Хожение за три моря Афанасия Никитина. В 1466–1472 гг.: Чтения И. И. Срезневского. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1857.
  15. Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. Париж, 1935.

Данные об авторе

Павлинова Варвара Петровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГК им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская., 13/1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6/1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6910-6386;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.