Виноградова Елена Анатольевна; Кашоид Михаил Викторович
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из собрания Вологодского музея-заповедника: особенности иконографии, стиля, реставрации
Ссылка на статью:
Виноградова Е. А.,
Кашоид М. В.
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из собрания Вологодского музея-заповедника: особенности иконографии, стиля, реставрации // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.
Вып. 43. С. 64-78.
DOI:
10.15382/sturV202143.64-78
Аннотация
Статья посвящена исследованию иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» начала XVIII в., поступившей в собрание Вологодского государственного музея-заповедника из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. В статье рассматриваются некоторые особенности иконографии широко распространенного в вологодской иконописи сюжета «Богоматерь Всех скорбящих Радость», нашедшие отражение в композиции исследуемого произведения. Эти особенности не связаны с почитавшимися в Вологде чудотворными иконами данного сюжета и сложились, по-видимому, задолго до их прославления. Авторами высказывается предположение об участии в разработке иконографии известного вологодского иконописца последней трети XVII в. Ермолая Сергиева, с именем которого исследователи связывают распространение в Вологде сложнейших многофигурных композиций, отличающих произведения этого мастера. На основе формально-стилистического и иконографического анализа авторы пытаются определить место иконы в вологодской иконописи указанного периода. Стилистические особенности произведения позволяют предположить авторство известного вологодского иконописца начала XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. Его художественное наследие включает 16 произведений с авторскими подписями, которые являются эталонами для атрибуции других произведений этого круга. Исследование включает материал об истории и особенностях реставрации иконы, наблюдения реставратора в отношении технических приемов исполнения живописи и творческой индивидуальности мастера.
Ключевые слова
Icon of Theotokos ‘’Consolation of all the afflicted’’ from the collection of Vologda state museum preserve. Features of iconography, style and restoration
Список литературы
- Биланчук Р. П., Преображенский А. С. Вологда и вологодская иконопись в конце XVI — третьей четверти XVII века // Иконы Вологды конца XVI–XVII вв. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. С. 5–66.
- Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Вологодском кафедральном соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления № 22. С. 850–851.
- Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследование и каталог произведений. Вологда: Древности Севера, 2018.
- Добряков Д. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся в Вологодской Скорбященской тюремной церкви. Вологда, 1867.
- Комашко Н. И. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. М., 2004. С. 22–34.
Данные об авторе
Виноградова Елена Анатольевна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4189-3170;
Электронный адрес: e_vinogradova@inbox.ru.
Кашоид Михаил Викторович
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5359-8988;
Электронный адрес: mikhail-kashoid@yandex.ru.