Статья посвящена стилистическому анализу карельских икон XV–XVI вв. Экспедиции, осуществлявшиеся в 1960–1970-е гг. сотрудниками Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств г. Петрозаводска на территории края, выявили немногочисленные, но уникальные памятники церковного искусства ранней поры. Данная группа произведений попала в объектив внимания известных отечественных исследователей, которые посвятили немало трудов этой части древнерусского наследия. К 1980-м гг. научный интерес к ранней иконописи постепенно затих и на первый план вышли произведения более поздние. Это обстоятельство обусловливалось необходимостью воссоздания полной картины развития иконописания в крае. Поэтому в силу объективных причин авторы первых исследований не рассматривали вопрос, связанный со стилистической преемственностью. Сегодня обновленный взгляд на памятники XV–XVI вв. дает возможность не только систематизировать наиболее отработанные черты, но и утвердить мысль об их дальнейшем развитии в поздней иконописи Карелии. Анализ эмпирического материала показал, что влияние Новгорода было сильнее московского. Это определялось политикой столицы в отношении окраинных земель, которая проводилась опосредованно через Новгород. Упрочение северных границ благоприятно сказалось на экономике и культуре древней Карелии, а укрепление культурных связей с пограничными областями (Вологдой и Архангельском) заметно обогатили иконопись карельских ареалов новыми чертами. Кроме того, деятельность местных изографов крестьянского происхождения сформировала особый живописный язык, и благодаря ему северные иконы стали узнаваемы. Новые черты коснулись композиции, цвета, рисунка, некоторых технологических приемов. Определился круг наиболее почитаемых святых — это Пророк Илья, Святитель Николай, Богородица. Также отрабатывалась структура иконостаса, прежде всего это коснулось деисусного и местного чинов. Само письмо все чаще сводилось к простой раскраске форм без тщательных проработок, беглому рисунку, а иногда оно напоминало приемы, заимствованные из техники резьбы по дереву. В итоге, в ранних памятниках, несмотря на различные влияния, выработался свой неповторимый язык, который впоследствии нашел отражение в более поздней иконописи края. Что и стало определяющим в их простом узнавании.
окраинные земли, карельская иконопись, древнейшие памятники, стилистическая преемственность, влияние Новгорода и Москвы, художники крестьянского происхождения, технология иконописания, различные влияния, цвет, композиция, одеяния