/

Голубева Ирина Валерьевна

«Коронование Богоматери» Якопо Торрити в апсиде Санта-Мария Маджоре (1292–1296). К вопросу о заказчиках и художниках в Риме в конце XIII в.


Голубева И. В. «Коронование Богоматери» Якопо Торрити в апсиде Санта-Мария Маджоре (1292–1296). К вопросу о заказчиках и художниках в Риме в конце XIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 9-25.

DOI: 10.15382/sturV202143.9-25

Аннотация

Вторая половина XIII в. ознаменовалась реновацией крупных культовых объектов как в Риме, так и в других городах Центральной Италии. Вопросы атрибуции этих памятников до сих пор являются предметом дискуссии среди историков искусства. В исследованиях двух последних десятилетий они получают особое освещение, в первую очередь сквозь призму оценки исторической ситуации и степени влияния на творческий процесс со стороны заказчиков. Актуальным аспектом настоящей статьи становится, напротив, определение личного авторского вклада художника в произведение искусства, признание за ним созидательной прерогативы. В истории итальянского дученто имена представителей римской школы монументальной живописи — Якопо Торрити, Филиппо Рузути и Пьетро Каваллини — звучат особенно весомо: именно они, находясь еще в рамках средневековой традиции, проложили путь к искусству новой эпохи — эпохи Ренессанса. Мастера римской школы творчески переосмысливали и перерабатывали художественный опыт прошлого, обращались к литургике и к богословию, задействовали весь имеющийся в их распоряжении арсенал живописных средств, в результате чего они смогли воплотить в своих выдающихся творениях весьма сложные образные концепции, в которых отчетливо звучит голос их авторов. И Рим конца XIII в., с его неугасающей классической традицией и устойчивыми связями с Византией, с просвещенными церковными патронами и с их неограниченными финансовыми ресурсами, стал именно той точкой во времени и пространстве, где созидание такого рода памятников оказалось возможным. В статье проводится комплексный исторический, иконографический и стилистический анализ мозаичной композиции «Коронование Богоматери», выполненной Якопо Торрити в апсиде римской базилики Санта-Мария Маджоре в 1292–1296 гг., в которой наиболее наглядно проявились черты, характеризующие появление в средневековом искусстве «художника-автора» или «художника-творца».

Ключевые слова

Итальянское искусство XIII в, искусство Проторенессанса, средневековое искусство, Якопо Торрити, Санта-Мария Маджоре, Коронование Богоматери, римские мозаики

Список литературы

  1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  2. Andaloro M., Romano S. Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo. Milano: Jaca Book, 2018.
  3. De Blaauw S. Cultus et Decor. Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Citta del Vaticano, 1994.
  4. Franchi A. Nicolaus papa IV 1288–1292 (Girolamo d’Ascoli). Ascoli, Piceno, 1990.
  5. Gardner J. The Roman crucible: the artistic patronage of the papacy: 1198–1304. München: Hirmer, 2013.
  6. Gardner J. Pope Nicholas IV and the decoration of Santa-Maria Maggiore // Gardner J. Patrons, painters and saints. Aldershot, 1993.
  7. Glatzer Wechsler J. A change in the iconography of the Songs of the songs in 12th and 13th centuries Latin Bibles // Texts and Responses: Studies Presented to Nahum N. Glatzer on the Occasion of His Seventieth Birthday by His Students. Brill Archive, 1975.
  8. Kempers B. Painting, Power And Patronage: The Rise of the Professional Artist in the Italian Renaissance. L.: Penguin Books, 1994.
  9. Kessler H. L., Zacharias J. Rome 1300: On the path of the pilgrim. London: Yale university press, 2000.
  10. Kinney D. The Apse Mosaic of S. Maria in Trastevere // Reading Medieval Images. University of Michigan, 2002. P. 19–26.
  11. Kitzinger E. The Arts as Aspect of the Renaissance. Rome and Italy // Renaissance and renewal in the twelfth century: Papers presented at a Conference marking the 50th anniversary of the publication of Charles Homer Haskins's «Renaissance of the twelfth century». At Cambridge. Nov. 26–29, 1977. Harvard University Press, 1982.
  12. Krautheimer R. Rome: profi le of a city, 312–1308. Princeton: Princeton University Press, 1980.
  13. Lidova M. The Earliest Images of Maria Regina in Rome and Byzantine Imperial Iconography, in Niš and Byzantium. The Collection of Scientifi c Works VIII. Niš 2010. P. 231–243.
  14. Pace V. Il XIII secolo: da Innocenzo III (1198–1216) a Bonifacio VIII (1294–1303) // La committenza artistica dei papi a Roma nel Medioevo. А cura di Mario D’Onofrio. Roma: Viella, 2016.
  15. Parlato E. La processione di Ferragosto e l’acheropita del Sancta Sanctorum // Il volto di Cristo, a cura di G. Morello, G. Wolf. Milano, 2000.
  16. Romano S., Andaloro M. Pittura medievalе a Roma: 321–1431. Vol. 5: Il Duecento e la cultura gotica: 1198–1287. Milano: Jaca Book, 2012; Vol. 6: Apogeo e fine del Medioevo: 1288–1431. Milano: Jaca Book, 2017.
  17. Thunø E. The Apse Mosaic in Early Medieval Rome: Time, Network, and Repetition. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
  18. Tomei A. Iacopus Torriti, Pictor. Rome, 1990.

Данные об авторе

Голубева Ирина Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургская академия художеств им. И. Е. Репина; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17;
Должность: соискатель кафедры зарубежного искусства;
ORCID: 0000-0003-0983-1292;
Электронный адрес: igolubeva@yandex.ru.