Онуфриенко Максим Олегович
Боковые двери иконостаса церкви Архангела Михаила в Риге — неизвестные памятники псковской иконописи XVI века
Ссылка на статью:
Онуфриенко М. О.
Боковые двери иконостаса церкви Архангела Михаила в Риге — неизвестные памятники псковской иконописи XVI века // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.
Вып. 43. С. 40-63.
DOI:
10.15382/sturV202143.40-63
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о датировке и атрибуции боковых дверей иконостаса церкви Архангела Михаила в Риге, которые были известны исследователям уже в конце XIX в., но не подвергались систематическому изучению и в дальнейшем оказались забыты. Между тем эти памятники и сейчас находятся в рижском храме. Благодаря сведениям, содержащимся в Писцовой (платежной) книге Псковского уезда 1585–1587 гг., а также ряду других источников удалось подтвердить высказанную ранее гипотезу о происхождении дверей из собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря близ Пскова и проследить их судьбу вплоть до нашего времени. На иконах изображены редко встречающиеся сцены: «Видение Евлогия», «О еврейском мальчике, спасенном Богородицей из печи», «Служба божественная литургия» и «Пир Премудрости». На основании характерных стилистических особенностей удалось установить, что двери Архангельской церкви были исполнены псковскими мастерами. Поскольку известна дата постройки собора (хотя существуют некоторые разночтения), а также пользуясь методом формально-стилистического анализа и сравнивая эти произведения с широким кругом псковских икон, удалось датировать алтарные двери серединой XVI в. и вписать их в круг псковских произведений эпохи митрополита Макария.
Ключевые слова
литургия, Видение Евлогия, «Премудрость созда себе дом…», псковская иконопись, Крыпецкий монастырь, боковые двери иконостаса, иконопись XVI в.
Список литературы
- Андрейчук И. Н. Иконография сохранившейся алтарной росписи церкви Благовещения Псково-Печерского монастыря (XVI в.) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 66–77.
- Арсений еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV века три речи к епископу Игнатию, с объяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом и пр. Новгород: Паровая тип. И. И. Игнатовского, 1898.
- Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова; Тип. тов-ва «Общественная польза», 1861. Т. 1.
- Васильева О. А. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2012. Т. 1–2.
- Города России XVI века. Материалы писцовых описаний / Изд. подгот. Е. Б. Французова. М., 2002.
- Квливидзе Н. В. «Видение Евлогия» в росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: сб. статей. М.: Северный паломник, 2005. С. 294–301.
- Лагунин И. И. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. 500 лет истории // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2002. № 16. С. 31–55; № 17. С. 63–81; 2004. № 20. С. 43–56.
- Лифшиц Л. И. София Премудрость Божия в русской иконописи // София Премудрость Божия: Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог] / Мин. культуры РФ; ГТГ. М.: Радуница, 2000. С. 9–17.
- Михаил (Крастелев), игум., Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский и Зарайский // Православная энциклопедия. М.: Православно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. 26. С. 413–416.
- Седов Вл. В. Псковская архитектура XVI века. М.: ТОО «Овал», 1996.
- Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877.
- Скобкарева Д. С., Турилов А. А. Крыпецкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь // Православная энциклопедия. М.: Православно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 39. С. 146–152.
- Творогов О. В. «Измарагд» особого состава из собрания Ундольского // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 151–154.
- Успенский А. И., Успенский В. И., Успенский М. И. Очерк церковных древностей города Риги // Труды десятого Археологического съезда в Риге, 1896. М., 1900. Т. 3. С. 139–220.
- Шалина И. А. Врата с «притчами» как символический вход в Дом премудрости // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 269–293.
- Шалина И. А. Псковские монастырские иконостасы XVI в.: состав и иконографические особенности // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Т. III: Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века: сб. статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого. М.: Индрик, 2008. С. 269–283.
- Шалина И. А. Образ Благоразумного разбойника на боковых вратах псковских иконостасов // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 13. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 339–358.
- Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса: Тип. Штаба войск Одесского военного округа, 1893.
- Banga V., Levina M., Tipane A., Zilgalvis J. The Heritage of Religious Architecture and Art in Riga. Riga: Neputns, 2010.
Данные об авторе
Онуфриенко Максим Олегович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-4756-8309;
Электронный адрес: maksimonufrienko@icloud.com.