Статья посвящена стилистическому анализу карельских икон XV–XVI вв. Экспедиции, осуществлявшиеся в 1960–1970-е гг. сотрудниками Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств г. Петрозаводска на территории края, выявили немногочисленные, но уникальные памятники церковного искусства ранней поры. Данная группа произведений попала в объектив внимания известных отечественных исследователей, которые посвятили немало трудов этой части древнерусского наследия. К 1980-м гг. научный интерес к ранней иконописи постепенно затих и на первый план вышли произведения более поздние. Это обстоятельство обусловливалось необходимостью воссоздания полной картины развития иконописания в крае. Поэтому в силу объективных причин авторы первых исследований не рассматривали вопрос, связанный со стилистической преемственностью. Сегодня обновленный взгляд на памятники XV–XVI вв. дает возможность не только систематизировать наиболее отработанные черты, но и утвердить мысль об их дальнейшем развитии в поздней иконописи Карелии. Анализ эмпирического материала показал, что влияние Новгорода было сильнее московского. Это определялось политикой столицы в отношении окраинных земель, которая проводилась опосредованно через Новгород. Упрочение северных границ благоприятно сказалось на экономике и культуре древней Карелии, а укрепление культурных связей с пограничными областями (Вологдой и Архангельском) заметно обогатили иконопись карельских ареалов новыми чертами. Кроме того, деятельность местных изографов крестьянского происхождения сформировала особый живописный язык, и благодаря ему северные иконы стали узнаваемы. Новые черты коснулись композиции, цвета, рисунка, некоторых технологических приемов. Определился круг наиболее почитаемых святых — это Пророк Илья, Святитель Николай, Богородица. Также отрабатывалась структура иконостаса, прежде всего это коснулось деисусного и местного чинов. Само письмо все чаще сводилось к простой раскраске форм без тщательных проработок, беглому рисунку, а иногда оно напоминало приемы, заимствованные из техники резьбы по дереву. В итоге, в ранних памятниках, несмотря на различные влияния, выработался свой неповторимый язык, который впоследствии нашел отражение в более поздней иконописи края. Что и стало определяющим в их простом узнавании.
окраинные земли, карельская иконопись, древнейшие памятники, стилистическая преемственность, влияние Новгорода и Москвы, художники крестьянского происхождения, технология иконописания, различные влияния, цвет, композиция, одеяния
- Никулина Е. Е. Образ Святителя Лазаря в устной и иконописной традиции Древней Карелии. К постановке вопроса // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 4 (16). С. 38‒47.
- Писцовые книги Обонежской Пятины: 1496 и 1563 гг. / под общ. ред. М. Н. Покровского. Л.: Академия наук СССР, 1930. Вып. I. 268 с.
- Платонов В. Г. Иконопись Олонецкой земли // Древний Олонец: сб. ст. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2011. С. 109–124.
- Платонов В. Г. Художественное наследие Карелии: древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья. Петрозаводск: Версо, 2018. 123 с., [16] л. ил.
- Пуцко В. Г. «Северные письма» как историко-культурное явление XIV–XVII вв. // Рябининские чтения — 2019. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2019. С. 311–314.
- Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М.: Наука, 1967. 188 с.
Никулина Елена Евгеньевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Петрозаводская Государственная консерватория имени А.К. Глазунова; Российская Федерация, 185031, г. Петрозаводск, Ленинградская, 16;
Должность: доцент кафедры гуманитарных дисциплин;
ORCID: 0000-0002-8817-5563;
Электронный адрес: elena.nikulina@glazunovcons.ru.