Миколай Гомулка — один из самых известных польских композиторов 2-й половины XVI в. Свою известность он получил благодаря созданию полифонической обработки полного цикла псалмов. «Мелодии на псалтирь польский» написаны в 1580 г. Это единственное сохранившееся до наших дней сочинение Миколая Гомулки. В сборник вошли 150 псалмов в стихотворном изложении польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского. Ян Кохановский считается одним из первых национальных польских поэтов, способствовавших утверждению родного языка в поэтических формах. Для развития языка и литературного стиля переложение на польский язык «Псалмов Давида» имело большое художественное значение. Сочинение представляет собой сборник псалмов для четырехголосного хора, написанных в технике nota contra notam. Псалмы невелики по протяженности и занимают от 6 до 31 такта. Последовательность 150 псалмов следует масоретскому или протестантскому тексту Библии, но не католическому, следующему греческой нумерации псалмов. При их написании композитор использовал различные технические и стилистические средства. Наряду с короткими двухчастными гомофонными хорами танцевального характера есть в этом ряду примеры, в которых широко представлена полифоническая техника — так, как в Псалме XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu». Мелодика псалмов представляет собой оригинальный авторский материал, однако в нем использованы формулы, характерные для духовных песен XVI в., поэтому здесь можно найти немало аналогий с протестантской музыкой того же времени. Стремясь к интонационной выразительности, композитор тем не менее использовал получивший широкое распространение в полифонии строго стиля способ формообразования с помощью техники cantus firmus. При написании хоровых партий он придерживался принципа «sogetto della cantilena», используя цитаты из известных в то время религиозных мелодий в партиях тенора и cantus fi rmus. Псалмы Гомулки объединяют в себе черты, свойственные музыке XVI в. и отвечающие более современным тенденциям, в частности в области сочетания слова и музыки. Поскольку данному сочинению в песенной музыке Европы XVI в. не находится аналогий, его вполне можно полагать новаторским для своего времени.
польская духовная музыка, Миколай Гомулка, «Мелодии на псалтирь польский», Ян Кохановский, sogetto della cantilena, Псалом XLVII «Kleszczmy rękoma», Псалом XL «Czekałem z cierpliwością, a Pan mię obaczył», Псалом XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu»