Крюков Павел Дмитриевич
Нотированные антифоны Степенны в Типографском Уставе
Ссылка на статью:
Крюков П. Д.
Нотированные антифоны Степенны в Типографском Уставе // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.
Вып. 42. С. 9-21.
DOI:
10.15382/sturV202142.9-21
Аннотация
Статья посвящена одному из центральных жанров книги «Октоих нотированный» — антифонам Степеннам. Автором рассматриваются проблемы формирования нотированных циклов Октоиха на древнейшем этапе и обозначаются пути их преобразования, обосновываются вопросы преемственности поэтического и музыкального текстов к середине XV в. на примере данного цикла. Предмет изучения — древнейшая из сохранившихся рукопись из собрания ГТГ К-5439 Типографский Устав с Кондакарем, которая содержит список антифонов Степенн со знаменной нотацией. В статье данный список рассматривается на примере антифонов 4-го гласа как в качестве самостоятельного, так и в сравнении со списком Степенн рукописи собрания Троице-Сергиевой лавры, № 407 (1437 г.), сопоставляются структура песнопений, принципы нотирования, выявляются разночтения в поэтическом и нотном текстах. Выводы, которые делаются по результатам сравнения списков: ко времени «стилевого перелома» расхождения в поэтическом тексте песнопений оказываются незначительными и могут быть отнесены на счет локальной редактуры; структура песнопений, их деление на строки практически всегда совпадают; анализ и сравнение нотного текста позволяют говорить, что распев антифонов Степенн, судя по крюковой строке, в двух списках близок. Это свидетельствует о преемственности списка XV в. по отношению к XI в., приемы же редактирования отражают характерные черты работы распевщиков.
Ключевые слова
Октоих нотированный, Типографский Устав с Кондакарем, рукопись, антифоны Степенны, знаменный распев, крюковая нотация
Список литературы
- Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX веков Троице-Сергиевой Лавры: Научное описание. М.: Лепта Книга, 2020.
- Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
- Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006.
- Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2015. Т. 15. № 3. С. 84–90.
- Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxndXNlam5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (дата обращения: 02.02.2021).
- Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2000.
- Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд., перераб. с учетом материала находок 1995–2003 гг. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Малаштанова Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на «Господи воззвах»: На материале рукописей Хабаровского краеведческого музея: автореф. дис. ... канд. иск. Владивосток, 2004.
- Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.
- Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
- Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. научн. трудов / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
- Самойленков С. Н. Проповедь в евангельском богослужении: метод или безыскусная одухотворенность // Интерпретация Библии и проповедь / ред. В. А. Аликин, С. В. Лагунов (Труды СПбХУ). № 7. СПб.: Изд-во СПбХУ, 2015. С. 145–167.
- Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV–XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 12–13.
- Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. Т. 1–3. М.: Языки славянских культур, 2006.
- Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (Η Αγρυπν¢α) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.
- Филиппова Е. В. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / ред., сост. И. Е. Лозовая. М., 2006 (Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского»). 2006. Сб. 55. С. 8–17.
- Швец Т. В. Древнерусская певческая книга кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 98–105.
- Strunk O. Antifons of the Octoechos // Journal of the American Musicological Society. XIII. I960. P. 165–190.
Данные об авторе
Крюков Павел Дмитриевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.