/

Гусейнова Зивар Махмудовна

Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века


Гусейнова З. М. Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 34-47.

DOI: 10.15382/sturV202142.34-47

Аннотация

Активное развитие в XVII столетии музыкально-теоретической мысли обусловило появление многообразных руководств, отражающих все особенности церковного певческого искусства. В рамках данного процесса отмечается возникновение наряду с устойчивыми типами теоретических документов их контаминированных (сontaminatio — смешение) типов, соединяющих в отредактированном виде информацию разных руководств. В контаминированных руководствах могут быть соединены черты документов и разного типа, и разного времени. В предлагаемой статье рассматривается один из типов контаминированного руководства, условно названного «фито-кокизником», в котором соединены материалы, представляющие как попевки, так и фиты. Его список представлен, в частности, в знаменитом теоретическом кодексе в рукописи 2-й четв. XVII в. Российской государственной библиотеки, фонд 210 (В. Ф. Одоевского) № 1. Наблюдения показывают, что происходившее регулярно, во многом исторически традиционное включение фит в кокизники или попевок в фитники не разрушало основного типа руководства, который определялся преобладающими в нем формулами. Фито-кокизник же возникал, как правило, в тех случаях, когда очевидным было намеренное соединение автором руководства разнотипных формул. Его цель заключалась предположительно в показе фитных и попевочных распевов, то есть мелодических строк, структурирующих и те, и другие формулы. С этой целью автор кодекса соединил информацию нескольких разнотипных руководств, осуществив значительную редакторскую работу.

Ключевые слова

церковное пение, контаминация, музыкально-теоретическое руководство, редактирование, фитник, кокизник, формула, фита, попевка, распев, мелодическая строка

Список литературы

  1. Богрова К. М. Русская национальная концептосфера: устойчивые сравнения в диахронии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5 (3). С. 14–19.
  2. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб.: РИИИ; СПбГК, 2002.
  3. Григорьева (Перелешина) В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 42–120.
  4. Гусейнова З. М. Теория фитного пения в конце XVI века // Opera musicologica. 2012. № 3. С. 4–14.
  5. Карастоянов Б. П. Попевки и фиты в центонах знаменного роспева и их основные формулы. URL: http://znamen.ru/txt/k/p_f_cen.htm (дата обращения: 05.05.2020).
  6. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV–XVII в.). Формульная структура. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.
  7. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Саратов: Тип. Губ. земства, 1893.
  8. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского; Архив Д. В. Разумовского: описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М.: Изд. ГБЛ, 1960.
  9. Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры (Опыт музыкально-текстологического исследования) // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1981. Т. 36. С. 297–307.

Данные об авторе

Гусейнова Зивар Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3;
Должность: заведующая кафедрой истории русской музыки;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.