/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :42

ИССЛЕДОВАНИЯ

Крюков Павел Дмитриевич

Нотированные антифоны Степенны в Типографском Уставе

Крюков П. Д. Нотированные антифоны Степенны в Типографском Уставе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 9-21

DOI: 10.15382/sturV202142.9-21
Статья посвящена одному из центральных жанров книги «Октоих нотированный» — антифонам Степеннам. Автором рассматриваются проблемы формирования нотированных циклов Октоиха на древнейшем этапе и обозначаются пути их преобразования, обосновываются вопросы преемственности поэтического и музыкального текстов к середине XV в. на примере данного цикла. Предмет изучения — древнейшая из сохранившихся рукопись из собрания ГТГ К-5439 Типографский Устав с Кондакарем, которая содержит список антифонов Степенн со знаменной нотацией. В статье данный список рассматривается на примере антифонов 4-го гласа как в качестве самостоятельного, так и в сравнении со списком Степенн рукописи собрания Троице-Сергиевой лавры, № 407 (1437 г.), сопоставляются структура песнопений, принципы нотирования, выявляются разночтения в поэтическом и нотном текстах. Выводы, которые делаются по результатам сравнения списков: ко времени «стилевого перелома» расхождения в поэтическом тексте песнопений оказываются незначительными и могут быть отнесены на счет локальной редактуры; структура песнопений, их деление на строки практически всегда совпадают; анализ и сравнение нотного текста позволяют говорить, что распев антифонов Степенн, судя по крюковой строке, в двух списках близок. Это свидетельствует о преемственности списка XV в. по отношению к XI в., приемы же редактирования отражают характерные черты работы распевщиков.
Октоих нотированный, Типографский Устав с Кондакарем, рукопись, антифоны Степенны, знаменный распев, крюковая нотация
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX веков Троице-Сергиевой Лавры: Научное описание. М.: Лепта Книга, 2020.
  2. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
  3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006.
  4. Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2015. Т. 15. № 3. С. 84–90.
  5. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxndXNlam5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (дата обращения: 02.02.2021).
  6. Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2000.
  7. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд., перераб. с учетом материала находок 1995–2003 гг. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  8. Малаштанова Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на «Господи воззвах»: На материале рукописей Хабаровского краеведческого музея: автореф. дис. ... канд. иск. Владивосток, 2004.
  9. Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.
  10. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
  11. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. научн. трудов / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
  12. Самойленков С. Н. Проповедь в евангельском богослужении: метод или безыскусная одухотворенность // Интерпретация Библии и проповедь / ред. В. А. Аликин, С. В. Лагунов (Труды СПбХУ). № 7. СПб.: Изд-во СПбХУ, 2015. С. 145–167.
  13. Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV–XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 12–13.
  14. Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. Т. 1–3. М.: Языки славянских культур, 2006.
  15. Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (™Η ™Αγρυπν¢α) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.
  16. Филиппова Е. В. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / ред., сост. И. Е. Лозовая. М., 2006 (Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского»). 2006. Сб. 55. С. 8–17.
  17. Швец Т. В. Древнерусская певческая книга кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 98–105.
  18. Strunk O. Antifons of the Octoechos // Journal of the American Musicological Society. XIII. I960. P. 165–190.

Крюков Павел Дмитриевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.
Вискова Ирина Влдимировна

«Мелодии на псалтирь польский» Миколая Гомулки

Вискова И. В. «Мелодии на псалтирь польский» Миколая Гомулки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 22-33

DOI: 10.15382/sturV202142.22-33
Миколай Гомулка — один из самых известных польских композиторов 2-й половины XVI в. Свою известность он получил благодаря созданию полифонической обработки полного цикла псалмов. «Мелодии на псалтирь польский» написаны в 1580 г. Это единственное сохранившееся до наших дней сочинение Миколая Гомулки. В сборник вошли 150 псалмов в стихотворном изложении польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского. Ян Кохановский считается одним из первых национальных польских поэтов, способствовавших утверждению родного языка в поэтических формах. Для развития языка и литературного стиля переложение на польский язык «Псалмов Давида» имело большое художественное значение. Сочинение представляет собой сборник псалмов для четырехголосного хора, написанных в технике nota contra notam. Псалмы невелики по протяженности и занимают от 6 до 31 такта. Последовательность 150 псалмов следует масоретскому или протестантскому тексту Библии, но не католическому, следующему греческой нумерации псалмов. При их написании композитор использовал различные технические и стилистические средства. Наряду с короткими двухчастными гомофонными хорами танцевального характера есть в этом ряду примеры, в которых широко представлена полифоническая техника — так, как в Псалме XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu». Мелодика псалмов представляет собой оригинальный авторский материал, однако в нем использованы формулы, характерные для духовных песен XVI в., поэтому здесь можно найти немало аналогий с протестантской музыкой того же времени. Стремясь к интонационной выразительности, композитор тем не менее использовал получивший широкое распространение в полифонии строго стиля способ формообразования с помощью техники cantus firmus. При написании хоровых партий он придерживался принципа «sogetto della cantilena», используя цитаты из известных в то время религиозных мелодий в партиях тенора и cantus fi rmus. Псалмы Гомулки объединяют в себе черты, свойственные музыке XVI в. и отвечающие более современным тенденциям, в частности в области сочетания слова и музыки. Поскольку данному сочинению в песенной музыке Европы XVI в. не находится аналогий, его вполне можно полагать новаторским для своего времени.
польская духовная музыка, Миколай Гомулка, «Мелодии на псалтирь польский», Ян Кохановский, sogetto della cantilena, Псалом XLVII «Kleszczmy rękoma», Псалом XL «Czekałem z cierpliwością, a Pan mię obaczył», Псалом XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu»
  1. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
  2. Ильинский А. А., Пахульский Г. А. Биографии композиторов с IV по XX век с портретами. М.: Изд. К. А. Дурново, 1904.
  3. Gomółka Mikołaj. Melodiae na Psałterz polski przez Mikołaja Gomółkę uczynione / Kochanowski Jan. Psałterz Dawidów. Część 5. Wstęp i transkrypcja nut Mirosław Perz. Wydawnictwo PAN: Zakład narodowy imienia Ossolińskich. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1990.
  4. Kochanowski Jan. Psałterz Dawidów. Warszawa: PIW, 1984.
  5. Krzyżanowski Julian. Poeta czarnoleski // Jan Kochanowski: Dzieła polskie. T. I. Kraków: PIW, 1952. Wstęp: XLIX s.
  6. Perz Mirosław. Melodie na Psałterz polski Mikołaja Gomółki: Interpretacje i komentarze. Kraków: PWM, 1988.
  7. Perz Mirosław. Mikołaj Gomółka. Kraków: PWM, 1981.
  8. Poliński Aleksander. Mikołaj Gomółka i jego psalmy // Echo Muzyczne. 1880. Nr. 12–16.
  9. Poźniak Piotr. Gomółka // Dziębowska Elżbieta: Encyklopedia muzyczna PWM. T. 3. Kraków: PWM, 1987. S. 388–392.
  10. Słownik terminów literackich / red. Janusz Sławiński. Zakład Narodowy imienia Ossolińskich. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk; Łódź, 1988.
  11. Szweykowski Zygmunt M. Kultura wokalna XVI — wiecznej Polski. Krakow, 1957. Пример 3

Вискова Ирина Влдимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Гусейнова Зивар Махмудовна

Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века

Гусейнова З. М. Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 34-47

DOI: 10.15382/sturV202142.34-47
Активное развитие в XVII столетии музыкально-теоретической мысли обусловило появление многообразных руководств, отражающих все особенности церковного певческого искусства. В рамках данного процесса отмечается возникновение наряду с устойчивыми типами теоретических документов их контаминированных (сontaminatio — смешение) типов, соединяющих в отредактированном виде информацию разных руководств. В контаминированных руководствах могут быть соединены черты документов и разного типа, и разного времени. В предлагаемой статье рассматривается один из типов контаминированного руководства, условно названного «фито-кокизником», в котором соединены материалы, представляющие как попевки, так и фиты. Его список представлен, в частности, в знаменитом теоретическом кодексе в рукописи 2-й четв. XVII в. Российской государственной библиотеки, фонд 210 (В. Ф. Одоевского) № 1. Наблюдения показывают, что происходившее регулярно, во многом исторически традиционное включение фит в кокизники или попевок в фитники не разрушало основного типа руководства, который определялся преобладающими в нем формулами. Фито-кокизник же возникал, как правило, в тех случаях, когда очевидным было намеренное соединение автором руководства разнотипных формул. Его цель заключалась предположительно в показе фитных и попевочных распевов, то есть мелодических строк, структурирующих и те, и другие формулы. С этой целью автор кодекса соединил информацию нескольких разнотипных руководств, осуществив значительную редакторскую работу.
церковное пение, контаминация, музыкально-теоретическое руководство, редактирование, фитник, кокизник, формула, фита, попевка, распев, мелодическая строка
  1. Богрова К. М. Русская национальная концептосфера: устойчивые сравнения в диахронии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5 (3). С. 14–19.
  2. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб.: РИИИ; СПбГК, 2002.
  3. Григорьева (Перелешина) В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 42–120.
  4. Гусейнова З. М. Теория фитного пения в конце XVI века // Opera musicologica. 2012. № 3. С. 4–14.
  5. Карастоянов Б. П. Попевки и фиты в центонах знаменного роспева и их основные формулы. URL: http://znamen.ru/txt/k/p_f_cen.htm (дата обращения: 05.05.2020).
  6. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV–XVII в.). Формульная структура. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.
  7. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Саратов: Тип. Губ. земства, 1893.
  8. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского; Архив Д. В. Разумовского: описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М.: Изд. ГБЛ, 1960.
  9. Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры (Опыт музыкально-текстологического исследования) // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1981. Т. 36. С. 297–307.

Гусейнова Зивар Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3;
Должность: заведующая кафедрой истории русской музыки;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.
Белогубова Юлия Вячеславовна

Духовно-музыкальная цензура в России в эпоху правления императора Николая I

Белогубова Ю. В. Духовно-музыкальная цензура в России в эпоху правления императора Николая I // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 48-59

DOI: 10.15382/sturV202142.48-59
В статье рассматривается один из периодов деятельности духовномузыкальной цензуры в Российской империи — эпоха правления императора Николая I. Со времен передачи Екатериной II именного права на цензуру духовной музыки, сочиняемой во всей стране, Д. С. Бортнянскому и вплоть до конфликта Н. И. Бахметева с П. И. Юргенсоном, Придворная певческая капелла являлась главным цензурным органом. Однако, поскольку речь идет о церковной музыке, исполняемой за богослужением, закономерно то, что порой в процессе одобрения или неодобрения духовно-музыкальных сочинений принимали участие и духовные власти, в частности Святейший Синод. Так, между директором Капеллы А. Ф. Львовым и членом Cвятейшего Синода митрополитом Филаретом (Дроздовым) возникло противостояние, связанное с написанием Львовым оратории «Молитва у Креста», в результате которого это сочинение так и не было издано. В статье также рассматривается влияние цензурных запретов на церковно-музыкальную жизнь общества: как отрицательные, так и положительные стороны духовно-музыкальной цензуры.
духовно-музыкальная цензура, А. Ф. Львов, Придворная певческая капелла, Святейший Синод, русская духовная музыка, эпоха Николая I
  1. Витошинский Е. М. Русские духовные композиторы пред судом цензуры // Московские ведомости. 1902. № 79–80 (извлечения из статьи — РМГ. 1902. № 14. Стб. 433).
  2. Доклад Его Императорскому Величеству от Министра Народнаго Просвещения // Сборник постановлений и распоряжений по цензуре. СПб.: Типография Морского министерства, 1862. С. 129.
  3. Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и начертание правил о образовании сих училищ и содержании духовенства при церквах служащаго: С приложением имянных высочайших указов по сему предмету последовавших. СПб.: При Святейшем правительствующем Синоде, 1808. С. 89.
  4. Котович А. Н. Комитеты духовно-цензурные // Богословская энциклопедия. Т. XII / сост. Н. Н. Глубоковский. Издание преемников профессора А. П. Лопухина. СПб.: Слово, 1911. C. 480–483. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskajaentsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-12-knigi-simvolicheskiekonstantinopol/116
  5. Лащенко С. К. Европейский триумф русского композитора Stabat Mater Дж. Перголези — А. Ф. Львова // Искусство музыки: теория и история. 2018. № 19. С. 13–20. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/64b/imti_2018_19_1_50_laschenko.pdf
  6. Лащенко С. К. «Молитва у Креста (Stabat Mater)» А. Ф. Львова и ее историческая судьба // Искусство музыки: теория и история. 2019. № 21. С. 3–68. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/529/imti_2019_21_1_68_latshenko.pdf
  7. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858. С. 2.
  8. М. И. Глинка — К. А. Булгакову. Берлин, 3/15 ноября 1856 года // Михаил Глинка. Литературное наследие: в 2 т. Т. II: Письма и документы. М.; Л.: Гос. музыкальное издательство, 1953. С. 636.
  9. Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 64–65.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXI. Отделение II. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1847. С. 12.
  11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVI. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1851. С. 119, 157.
  12. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVIII. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1853. С. 59.
  13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVIII. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1854. С. 257.
  14. Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19–20. С. 517.
  15. Устав о Цензуре; Штаты Цензурного управления: [Утв. 10 июня 1826 г.]. СПб., 1826. Л. 37 об.

Белогубова Юлия Вячеславовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.
Берташ протоиерей Александр Витальевич, протоиерей

Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров

Берташ п. В. Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 60-78

DOI: 10.15382/sturV202142.60-78
Статья является продолжением исследования автора, посвященного одному из самых значимых памятников ретроспективного русского стиля начала ХХ в. — Успенскому собору Пюхтицкого монастыря, построенному в 1907–1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука. Впервые подробно рассматриваются произведения широко известных в свое время, а ныне почти забытых столичных мастеров иконостаса и киотов храма — владельцев позолотной мастерской отца и сына С. А. и П. С. Абросимовых и иконописной мастерской — Ф. Е. Егорова. Пюхтицкий собор остался практически единственным храмом, который позволяет судить об их творчестве: их многочисленные произведения, находившиеся в церквях России, были утрачены после 1917 г. Творчество этих мастеров русского церковного искусства предреволюционного периода развивалось в рамках русского стиля, академизма, необарокко.
Успенский собор Пюхтицкого монастыря, русское церковное искусство начала ХХ в., иконостасы, русский стиль, московско-ярославский стиль, поздний академизм, необарокко, архитектор А. А. Полещук, позолотная мастерская Абросимовых, иконописная мастерская Ф. Е. Егорова
  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
  2. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.
  3. Бакланов И. М. Краткий очерк истории постройки храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в дер. Холшебинке Новгородской губернии… СПб., 1891.
  4. Берташ Александр, прот. Петровская архитектура и барочные реминисценции в православном храмостроительстве Нового времени // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм: Материалы VII Международного Петровского конгресса. СПб., 2016. С. 481–510.
  5. Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2019. С. 154–163.
  6. Берташ А. В. Церковь во имя Св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2001. С. 71–82.
  7. Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 6. СПб., 2002. С. 195–205.
  8. Борушко Е. А. Атрибуция картинных рам музейной коллекции ГМЗ «Царское село» // Кучумов: к 100-летию со дня рождения: сб. докладов научной конференции «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций». СПб.; Павловск, 2012. С. 89–99.
  9. Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб., 2002.
  10. Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.
  11. Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22–32.
  12. Игумения за святое послушание / сост. игумения Филарета (Калачева), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2013.
  13. Кислов В. А. Старая Гатчина. Люцевская (Чкалова) улица. Гатчина, 2012. Ч. 1.
  14. Костромин Константин, прот. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала…». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 38–52.
  15. Костромин Константин, свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения. 2008. № 3. СПб., 2009. С. 51–66.
  16. Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. Минск, 2007.
  17. Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 459–463.
  18. Русские храмы и обители в Европе / сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 2005.
  19. Русский Афонский Отечник XIX–XX веков. Т. 1. Святая Гора Афон, 2012.
  20. Свято-Исидоровская церковь: История храма. Жития святых. 1907–2007. 100 лет со дня первого освящения храма. СПб., 2007.
  21. Справочная книга о купцах Санкт-Петербурга. 1890. СПб., 1890.
  22. Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, получивших с 1-го ноября 1885 по 1-е февраля 1886 г. свидетельства и билеты по 1-й и 2-й гильдиям на право торговли и промыслов в Санкт-Петербурге в 1886 году. СПб., 1886.
  23. Троицкий П. В. История русских обителей Афона в XIX–XX веках. М., 2015.
  24. Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremäe, 2010.
  25. Шустов А. С. Санкт-Петербургское купечество и Торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы: Иллюстрированный альманах. СПб., 1903. Ч. 2.

Берташ протоиерей Александр Витальевич, протоиерей


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Абдоков Юрий Борисович

Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…». Жизнь как высвобождающееся призвание

Абдоков Ю. Б. Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…». Жизнь как высвобождающееся призвание // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 79-114

DOI: 10.15382/sturV202142.79-114
В статье рассматриваются важнейшие слагаемые творческой биографии Николая Яковлевича Мясковского (1881–1950). Жизни и творчеству композитора посвящена целая литература. Но и в начале XXI столетия портрет одного из наиболее авторитетных отечественных музыкантов остается незавершенным, а во многих прижизненных и посмертных исследованиях сознательно искаженным, как минимум неполным. Нет сомнений, что в основу нового жизнеописания композитора должны быть положены не идеологические штампы, иллюзорно примиряющие Мясковского с той или иной социальной и эстетической реальностью, а его музыка (вне псевдо-охранительных и ложнолиберальных атрибуций), грандиозный и по большей части не изученный архив художника, а также свидетельства тех, кто действительно был близок Мясковскому — профессионально и духовно. Впервые публикуются документы из архива композитора, а также воспоминания его выдающихся учеников и современников разных поколений — Н. И. Пейко, Б. А. Чайковского, К. С. Хачатуряна, М. С. Ростроповича, зафиксированные автором статьи. Уникальные эпистолярные материалы и яркие мемуарные заметки позволяют совершенно поновому осмыслить, а в некоторых случаях впервые верифицировать отдельные факты и явления, без которых полноценный портрет композитора немыслим. Так, источники, представленные в статье, открывают возможность постижения темы, исключенной из большинства официальных биографий композитора — не только историю формирования многогранного темперамента художника-аристократа, но и становление его души. То же касается событий конца 40-х гг. и бесстрашной позиции Мясковского в период «антиформалистической кампании». Исследование исторических артефактов и их экстраполяция на творческое наследие композитора позволяют сформулировать основные концепты уникального художнического этоса Мясковского, весьма далекого как от высокомерного направленчества для посвященных, так и ложного академизма, которыми нередко, а главное ошибочно, объясняют характерные особенности восприятия музыки композитора сегодня.
Николай Мясковский, Николай Пейко, Борис Чайковский, Карэн Хачатурян, композитор, биография, творчество, этос
  1. Абдоков Ю. Б. Николай Пейко: Восполнивши тайну свою. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Издательский дом «Русская Консерватория»; Изд-во «БОС», 2020.
  2. Адамович Г. В. Последние новости. 1934–1936. СПб.: Алетейя, 2017.
  3. Адамович Г. В. Последние новости. 1936–1940. СПб.: Алетейя, 2018.
  4. Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Наука, 1982 (Литературные памятники).
  5. Бунин И. А. Окаянные дни // Лишь слову жизнь дана. М.: Сов. Россия, 1990 (Русские дневники).
  6. Гомес Д. Н. Схолии к имплицитному тексту. М.: Канон +, 2021.
  7. Гулинская З. К. Николай Яковлевич Мясковский. М.: Музыка, 1985.
  8. Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006.
  9. Ламм О. П. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Советский композитор, 1989.
  10. Михайлов В. Ф. Заболоцкий: Иволга, леса отшельница. М.: Молодая гвардия, 2018.
  11. Мясковская Е. К. Письма Н. Я. Мясковскому от 18 сентября 1902 г. и 8 октября 1902 г.
  12. Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания. Т. I / ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М.: Советский композитор, 1959.
  13. Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания. Т. II / ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М.: Советский композитор, 1959.
  14. Tassie G. Nikolay Myaskovsky. The conscience of Russian music. Lanham, Maryland, USA: Rowman & Littlefi eld, 2014. P. 386.

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Кирюшина Мария Александровна

Проф. Дэвид Дриллок. Воспоминания. Статьи

Кирюшина М. А. Проф. Дэвид Дриллок. Воспоминания. Статьи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 117-164

DOI: 10.15382/sturV202142.117-164
Дэвид Дриллок (David Drillock), поступивший в Свято-Влади мирскую православную богословскую семинарию (Saint Vladimir's Orthodox Theological Seminary)2 в сентябре 1956 г., стал по ее окончании преподавателем богослужебной (литургической) музыки, позже — профессором и проректором семинарии. Д. Дриллок — хоровой дирижер, сделавший немало аудиозаписей богослужебной музыки, автор ряда книг и статей по проблемам православного церковного пения. Творческая деятельность Д. Дриллока примечательна и тем, что в течение нескольких десятилетий он работал в стенах Свято-Владимирской богословской семинарии вместе с известным церковным регентом и композитором Б. М. Ледковским — с 1957 г. до ухода Ледковского из жизни в 1975 г. В предлагаемую публикацию входят доклад «Моя жизнь в церковной музыке», сделанный профессором Дэвидом Дриллоком в 2004 г., в период работы так называемого Летнего института литургической музыки и пастырского служения (St. Vladimir’s Summer Institute) — курсов, организуемых периодически в течение нескольких десятилетий Свято-Владимирской семинарией, а также две его статьи по проблемам, связанным с историей, теорией и практикой церковного пения в православных церквах Америки: «Музыка в православном богослужении» (1996) и «Слово и музыка в православном богослужении» (1999). Все материалы опубликованы на английском языке на сайте Свято-Владимирской семинарии:https://www.svots.edu/content/david-drillockhttps://www.svots.edu/content/my-life-church-musichttp://www.jacwell.org/articles/1996-FALL-Drillock.htmlhttp://www.jacwell.org/articles/1998-WINTER-Drillock.html
русская православная певческая традиция, Свято-Владимирская семинария, Дэвид Дриллок, Борис Михайлович Ледковский, Крествуд, Нью-Йорк, Служебник Изабэль Хэпгуд, Православная Церковь в Америке, Николай Афонский, о. Александр Шмеман, Божественная литургия на английском языке, хор Свято-Сергиевского института, хор Свято-Владимирской cеминарии, хор Синодальной церкви в Париже, И. А. Гарднер, Альфред Сван, о. Иоанн Мейендорф, Синодальный Знаменский собор Нью-Йорка, «Великая вечерня» Б. М. Ледковского на английском языке
  1. Летний институт Св.-Владимирской семинарии, 2004.
  2. Раннеславянский перевод и музыкальные адаптации византийской литургической гимнодии // Ежеквартальный журнал Свято-Владимирской семинарии. 2000. № 44. С. 375–407.
  3. Богослужебное пение в церкви // Ежеквартальный журнал Свято-Владимирской семинарии. 1997. № 41. С. 183–218.
  4. Слово и музыка в православном богослужении: историческое введение. 1999. URL: https://www.svots.edu/content/david-drillock
  5. Музыка в православном богослужении. 1996. URL: https://www.svots.edu/content/ daviddrillock

Кирюшина Мария Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Электронный адрес: m_ist@mail.ru.