/

Кондрашкова Лада Вадимовна

К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА


Кондрашкова Л. В. К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19-31.

DOI: 10.15382/sturV202141.19-31

Аннотация

В статье публикуются результаты первого года работы по созданию подробного каталога собрания певческих рукописей Оружейной палаты РГАДА. Автор сосредоточен на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящих рукописей на материале изученных единиц хранения РГАДА. Ф. 396. 3731, 3732, 3749. Приведенные музыкальные примеры свидетельствуют о смешанной стилистике музыкального оформления богослужения в Петровское время, которое включало партесные обработки знаменного распева, троестрочие и одноголосие. Записанные в виде партий отдельных голосов многоголосные песнопения дают представление о количестве певчих в государевом хоре в 1-й трети XVIII в. Количественно преобладает теноровая партия, в которой находится распев — первоисточник обработок. Гораздо меньше басовых и альтовых партий. Дискант в данном случае не сохранился вовсе. Наряду с одной из партий многоголосия в рукописях встречаются также одноголосные песнопения, похожие по стилистике на греческий распев. Поскольку все песнопения следуют подряд, то на первом этапе исследования (описание рукописи) судить о музыкальных характеристиках службы подчас бывает невозможно, характер изложения становится ясен лишь в дальнейшем — при составлении партитуры.

Ключевые слова

церковное пение, многоголосие, партесная музыка, троестрочие, певческая культура, архивное собрание, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки

Список литературы

  1. Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173–190.
  2. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 г. М., 2017. С. 386–411.
  3. Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96–122.
  4. Кондрашкова Л. В. Ярославская служба Рождеству Христову партесного четырехголосия. Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2: сб. статей по материалам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2020. С. 52–91, 183–267 (нотное приложение). URL: https://psk-mp.ru/135752.html
  5. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2004.
  6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015.

Данные об авторе

Кондрашкова Лада Вадимовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».