Кондрашкова Лада Вадимовна
К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА
Ссылка на статью:
Кондрашкова Л. В.
К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.
Вып. 41. С. 19-31.
DOI:
10.15382/sturV202141.19-31
Аннотация
В статье публикуются результаты первого года работы по созданию подробного каталога собрания певческих рукописей Оружейной палаты РГАДА. Автор сосредоточен на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящих рукописей на материале изученных единиц хранения РГАДА. Ф. 396. 3731, 3732, 3749. Приведенные музыкальные примеры свидетельствуют о смешанной стилистике музыкального оформления богослужения в Петровское время, которое включало партесные обработки знаменного распева, троестрочие и одноголосие. Записанные в виде партий отдельных голосов многоголосные песнопения дают представление о количестве певчих в государевом хоре в 1-й трети XVIII в. Количественно преобладает теноровая партия, в которой находится распев — первоисточник обработок. Гораздо меньше басовых и альтовых партий. Дискант в данном случае не сохранился вовсе. Наряду с одной из партий многоголосия в рукописях встречаются также одноголосные песнопения, похожие по стилистике на греческий распев. Поскольку все песнопения следуют подряд, то на первом этапе исследования (описание рукописи) судить о музыкальных характеристиках службы подчас бывает невозможно, характер изложения становится ясен лишь в дальнейшем — при составлении партитуры.
Ключевые слова
церковное пение, многоголосие, партесная музыка, троестрочие, певческая культура, архивное собрание, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки
Список литературы
- Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173–190.
- Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 г. М., 2017. С. 386–411.
- Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96–122.
- Кондрашкова Л. В. Ярославская служба Рождеству Христову партесного четырехголосия. Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2: сб. статей по материалам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2020. С. 52–91, 183–267 (нотное приложение). URL: https://psk-mp.ru/135752.html
- Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2004.
- Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015.
Данные об авторе
Кондрашкова Лада Вадимовна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».