/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :41

ИССЛЕДОВАНИЯ

Парфенова Елена Викторовна

Подпись как признак индивидуализации личности художника во Флоренции конца XIII — начала XIV в.

Парфенова Е. В. Подпись как признак индивидуализации личности художника во Флоренции конца XIII — начала XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 9-18

DOI: 10.15382/sturV202141.9-18
Время конца XIII — начала XIV в. — сложный переходный период в истории Флоренции, связанный с началом формирования новой культуры. Художник, живя в определенной системе общественных отношений, испытывал воздействие философских, социальных и других идей времени. Свидетельством развития личности художника является такая деталь творческого действа, как подпись на его произведении или, напротив, ее отсутствие. В рассматриваемый период развития Флорентийской республики подпись служит безусловным фактором становления художника, концепции личности и ее эволюции в искусстве, что чрезвычайно важно в контексте исследования искусства определенного времени. В настоящей статье автором приведены некоторые сведения, касающиеся как анонимных художников Флоренции рубежа XIII — начала XIV в., так и тех, которые оставили свое имя, а также философские и исторические аспекты, связанные с этим явлением.
Флоренция, XIII–XIV в., Джотто, подпись, признак индивидуализации, индивидуализация, личность, инициалы, выражение
  1. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции / пер., ст., примеч. М. А. Юсима. М.: Наука, 1997. (Памятники исторической мысли).
  2. Дворжак М. Истории искусства как истории духа / пер. с нем. А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка. СПб.: Академический проект, 2001.
  3. Журнал искусств (ежемесячное периодическое издание, посвященное миру искусства, публикуемое с 1983 г.). URL: https://www.ilgiornaledellarte.com/
  4. Итальянское новостное агентство «ANSA» (c 1945 г.). URL: https://www.ansa.it/
  5. Фонд Ф. Дзери. URL: http://catalogo.fondazionezeri.unibo.it/
  6. Ямпольский М. Б. Пространственная история. Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013.
  7. A Companion to Medieval Art: Romanesque and Gothic in Northern Europe / Edited by Rudolph C. Published: Wiley-Blackwell, 2019.
  8. Baragli Sandra. European Art of the Fourteenth Century. The J. Paul Getty Museum. Los Angeles, 2007.
  9. Crowe Joseph A., Cavalcaselle Giovanni B. A New History of Painting. From the II to the XVI Century: In six volumes Vol. I: Early Christian art. Giotto and his followers. L.: J. M. Dent & Co.; N. Y.: E. P. Dutton & Co., 1908.
  10. Goldthwaite Richard A. The Economy of Renaissance Florence. 2009.
  11. Offner R., Steinweg K. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: Giovanni Del Biondo. Sec. IV. Vol. V. Institute of Fine Arts, New York University, 1967.
  12. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: Bernardo Daddi and His Circle. Florence: Guinti, 2002.
  13. Viggiani Claudia. L`Italia di Giotto Itinerari Giotteschi. Roma: Gangemi Editore, 2009.

Парфенова Елена Викторовна


Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана; Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5-1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7499-0359;
Электронный адрес: legolubeva@yandex.ru.
Кондрашкова Лада Вадимовна

К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА

Кондрашкова Л. В. К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19-31

DOI: 10.15382/sturV202141.19-31
В статье публикуются результаты первого года работы по созданию подробного каталога собрания певческих рукописей Оружейной палаты РГАДА. Автор сосредоточен на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящих рукописей на материале изученных единиц хранения РГАДА. Ф. 396. 3731, 3732, 3749. Приведенные музыкальные примеры свидетельствуют о смешанной стилистике музыкального оформления богослужения в Петровское время, которое включало партесные обработки знаменного распева, троестрочие и одноголосие. Записанные в виде партий отдельных голосов многоголосные песнопения дают представление о количестве певчих в государевом хоре в 1-й трети XVIII в. Количественно преобладает теноровая партия, в которой находится распев — первоисточник обработок. Гораздо меньше басовых и альтовых партий. Дискант в данном случае не сохранился вовсе. Наряду с одной из партий многоголосия в рукописях встречаются также одноголосные песнопения, похожие по стилистике на греческий распев. Поскольку все песнопения следуют подряд, то на первом этапе исследования (описание рукописи) судить о музыкальных характеристиках службы подчас бывает невозможно, характер изложения становится ясен лишь в дальнейшем — при составлении партитуры.
церковное пение, многоголосие, партесная музыка, троестрочие, певческая культура, архивное собрание, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки
  1. Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173–190.
  2. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 г. М., 2017. С. 386–411.
  3. Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96–122.
  4. Кондрашкова Л. В. Ярославская служба Рождеству Христову партесного четырехголосия. Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2: сб. статей по материалам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2020. С. 52–91, 183–267 (нотное приложение). URL: https://psk-mp.ru/135752.html
  5. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2004.
  6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015.

Кондрашкова Лада Вадимовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».
Шеховцова Ирина Павловна

Музыкальная палеография в трудах епископа Порфирия (Успенского) (1804–1885)

Шеховцова И. П. Музыкальная палеография в трудах епископа Порфирия (Успенского) (1804–1885) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 32-59

DOI: 10.15382/sturV202141.32-59
Исследование посвящено изучению нотированных греческих рукописей из коллекции епископа Порфирия (Успенского), а также ее взаимосвязи с музыкально-палеографическими исследованиями этого выдающегося собирателя и ученого-эллиниста. Впервые наряду с 45 невменными греческими рукописями (по теории и практике византийской и поствизантийской музыки) из его коллекции, изученными и описанными Е. В. Герцманом, привлекаются еще 18 источников из того же собрания, содержащих знаки экфонетической нотации (они представлены в специальном Приложении к статье). Как и многие другие специальные подборки рукописей (отрывков-образцов, а также наиболее важных копий), которые составлялись еп. Порфирием для занятий палеографией, эта миниколлекция может рассматриваться как часть грандиозного палеографического атласа, который был составлен и положен ученым в основание задуманного им и частично реализованного всеобъемлющего труда о книжной культуре христианского Востока. Особую ценность в его музыкальной коллекции представляют многочисленные датированные греческие источники (в том числе 17 невменных и 9 экфонетических), что позволяет выстроить палеографически достоверную картину развития письменно-музыкальной культуры восточнохристианской традиции. Изучение архива ученого и истории поступления его коллекции в 1883 г. в Императорскую Публичную библиотеку (ныне — Российская национальная библиотека) показало, что незадолго до того она была реорганизована, по-видимому, самим еп. Порфирием, в результате чего все подлинники (особенно отрывки, ранее хранившиеся в обширных палеографических папках-альбомах) были отделены от копий, образовавших 7 новых подборок (в том числе 4 подборки копий из греческих рукописей), которые в настоящее время входят в состав ф. 1499 (РНБ).
Епископ Порфирий (Успенский), коллекции греческих рукописей, греческая музыкальная палеография, экфонетическая нотация, музыкальная византинистика, Е. В. Герцман, В. Ф. Одоевский, Д. В. Разумовский
  1. Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. I–III. М.: Тип. Э. Лесснера и Ю. Романа, 1892-1893.
  2. Герцман Е. В. В поисках песнопений греческой Церкви. Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб.: Алетейя, 1996.
  3. Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга: Каталог. Т. I: Российская национальная библиотека. СПб.: Глаголъ, 1996; Т. II: Библиотека Российской Академии наук, Архив Российской Академии наук, Библиотека Государственного университета, Эрмитаж. СПб.: БРАН, 1999.
  4. Герцман Е. Е. Порфирий Успенский: творческая биография и научное наследие: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004.
  5. Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой духовной миссии в Иерусалиме, и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу столетия со дня его рождения). СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1906.
  6. Духовное завещание епископа Порфирия // Московские церковные ведомости. 1885. № 27. С. 434–435.
  7. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего Преосвященному епископу Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской Публичной библиотеке. СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1885.
  8. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Т. I: Официальные документы; Т. II: Переписка / под ред. П. В. Безобразова. СПб.: Изд. Имп. Акад. наук, 1910.
  9. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Императорскую Академию наук по завещанию / сост. П. А. Сырку. СПб.: Изд. Имп. Акад. наук, 1891.
  10. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Т. I–VIII / под ред. П. А. Сырку. СПб.: Изд. Имп. Акад. наук, 1894–1902.
  11. Порфирий (Успенский), архимандрит. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1846 году. Ч. II. Отд. 1. Киев: Тип. В. Л. Фронцкевича, 1877.
  12. Порфирий (Успенский), архимандрит. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1846 году. Ч. II. Отд. 2. Приложения. М.: Тип. И. Ефимова, 1881.
  13. Смоленский С. В. Афонский дневник («Поездка на Афон в 1906 году») // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): в 2 кн. Кн. 1 / Гос. ин-т искусствознания; подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 185–388.
  14. Срезневский И. И. Собрания епископа Порфирия // Записки Имп. Акад. наук. Т. XII. Кн. 1. СПб., 1867. С. 29–40.
  15. Høeg. C. La notation ekphonétique. Copenhagen, 1935. (Monumenta Musicae Byzantinae. Ser. Subsidia: Vol. 1. Facs. 2).
  16. Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1949 (2nd ed. 1961).

Шеховцова Ирина Павловна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российская академия музыки им. Гнесиных; Российская Федерация, Москва, 121069, ул. Поварская, д. 30-36; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры истории музыки;
ORCID: 0000-0001-9254-0829;
Электронный адрес: irina-schech@yandex.ru.
Тюрякова Юлия Викторовна

Особенности практики богослужебного пения рубежа XIX–XX вв. в Среднем Поволжье, на примере Сызранского уезда Симбирской губернии

Тюрякова Ю. В. Особенности практики богослужебного пения рубежа XIX–XX вв. в Среднем Поволжье, на примере Сызранского уезда Симбирской губернии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 60-75

DOI: 10.15382/sturV202141.60-75
В статье рассматривается проблема организации церковно-пев ческого дела в Сызранском уезде Симбирской епархии — значительной на рубеже XIX–XX вв. для поволжского региона местности по социальным и экономическим показателям. В частности, освещается процесс образования псаломщиков и регентов (роль духовного училища и семинарии), подготовки певческих кадров (монастырской клиросной практики, возможности сдачи псаломщического экзамена), условия их труда и быта (в том числе жалованье). Отдельно показана возможность повышения квалификации регентских кадров внутри епархии (симбирские и сызранские псаломщические и регентские курсы) и в столичном центре (на курсах Московского синодального училища церковного пения). Кроме того, в работе затрагивается вопрос преемственности регентских кадров Сызранского уезда, а также их мобильности на территории епархии и за ее пределами. Освещается внебогослужебная социальная деятельность сызранского клира: проведение ими праздников, мероприятий, связанных с памятными датами, религиозно-нравственных чтений в городе. Затрагивается и проблема организации народного пения. Значительное место в исследовании отведено анализу причин и следствий кадровой нестабильности региона, влиянию данного феномена на организацию певческого дела в Сызранском уезде. Многие архивные материалы, привлеченные автором статьи, являются уникальными документами, впервые введенными в научный оборот. Вопросы, упомянутые в статье, рассматриваются не локально, но в сравнении с аналогичными процессами в соседних Самарской и Саратовской губерниях, совокупно составляющих Среднее Поволжье. В результате проведенного анализа делается вывод о влиянии общероссийских тенденций на развитие церковно-певческого искусства указанного региона.
Сызранский уезд, Симбирская епархия, церковно-певческое дело, псаломщик, клиросная практика, Московское синодальное училище церковного пения, регентские курсы, Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь, Саратовская губерния, Самарская епархия
  1. Алексеенко Н. А. Времен связующая нить: из истории Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря // Сызранский епархиальный вестник. 11.2018. № 2. С. 6.
  2. Бондаренко А. С. История и повседневность сельского храма и прихода на Средней
  3. Волге в церковной летописи конца XIX в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXIII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 8–9 декабря 2017 г.) / отв. редактор П. С. Кабытов. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2018. С. 32–34.
  4. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: [в 2 т.]. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.
  5. Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. Т. 1 / Ин-т российской истории. Поволжский филиал / ред.-сост. Е. Г. Мочалова; науч. рук. П. С. Кабытов. Сызрань: Ваш Взгляд, 2008.
  6. Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 334–352.
  7. Давыдова Е. Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX — начала XX в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 2005.
  8. Долматов А. Падение монархии и духовенство Симбирской епархии. URL: https://ulpravda.ru/rubrics/100letie-revoliutsii/padenie-monarkhii-i-dukhovenstvo-simbirskoieparkhii- (дата обращения: 15.11.2019).
  9. Кокарев М., прот. Система управления Самарской епархии в предсоборный период (1894–1917): монография / ред. А. И. Мраморнов. М.: Спасское дело, 2016.
  10. Кольцова С. С. Изучение истории Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви в современной исследовательской литературе // Платоновские чтения: материалы и доклады XIX Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 6–7 декабря 2013 г.) / отв. ред. П. С. Кабытов. Самара: Самарский университет, 2013. С. 146–147.
  11. Кто есть кто в Сызрани / ред.-сост. Е. Мочалова. Самара: Навигатор, 2001.
  12. Курмаев М. В. Сызранская книга (1874–1926 гг.): сводный каталог-репертуар. Самарский государственный институт культуры, 2018.
  13. Металлов В. М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе. Саратов, 1893.
  14. Мирончева Е. А. Социокультурная деятельность женских монастырей России на примере Симбирской епархии конца XIX — начала XX в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 9–10 декабря 2016 г.) / отв. ред. П. С. Кабытов. Самарская гуманитарная академия, 2017. С. 138–140.
  15. Петров С. Б. Симбирский архиерейский хор // Симбирские епархиальные ведомости. 1994. № 8. С. 3.
  16. Петряшин В. Преображенская слобода: история, люди (краткий очерк истории). URL: http://www.lib.syzran.ru/kraeved/Petryashin.htm (дата обращения: 20.04.2020).
  17. Подмарицын А., диакон. Очерки из истории Самарской епархии (1917–1941 гг.). Самара: [б. и.], 2008.
  18. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. Т. 1. [Место защиты: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова]. Саратов, 2009.
  19. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: На примере московской традиции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1999.
  20. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. М., 2002.
  21. Сковикова Е. Г. Богослужебное пение в симбирских церквах (конец XIX — начало XX в.) // Музыка. Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. 2014. № 3 (7). С. 60–64.

Тюрякова Юлия Викторовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова; Российская Федерация, 410012, г. Саратов, просп. им. Кирова, 1;
ORCID: 0000-0001-9329-4009;
Электронный адрес: dvt22974@yandex.ru.
Кирчанов Максим Валерьевич

Имитация и американизация христианского культурного дискурса в мормонском искусстве

Кирчанов М. В. Имитация и американизация христианского культурного дискурса в мормонском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 76-95

DOI: 10.15382/sturV202141.76-95
В представленной статье анализируются особенности и противоречия мормонского визуального искусства. Предполагается, что мормонское искусство — совокупность художественных форм и средств, используемых мормонскими интеллектуалами для визуализации проекта мормонской идентичности, ее консолидации и формирования позитивного образа мормонов. Автор полагает, что мормонское искусство не может быть определено как христианское, потому что оно не развивает ценности христианства, но только имитирует и симулирует христианский культурный дискурс. В статье показано, что исторический и портретный жанры в мормонской живописи развиты больше, чем другие. Автор анализирует то, как мормонские художники формировали образы Церкви, ее истории, а также Иисуса Христа, и автор полагает, что мормонское искусство, формируя образы Христа, фактически содействовало его американизации. Предполагается, что большинство произведений современного мормонского искусства актуализируют религиозный и политический опыт американских мормонов в XIX и XX столетиях. Тенденции историзации мормонского «высокого искусства» стали важным фактором в его развитии, но они также воспроизводили клише массовой культуры, имитируя и симулируя язык массового искусства. Мормонское искусство было вторичным, потому что ассимилировало достижения западной светской живописи, интегрируя секулярный культурный дискурс в мормонский контекст. Анализируя мормонское искусство, автор полагает, что оно не может быть описано в категориях христианского искусства, потому что обслуживает интересы мормонизма как политического и идеологического фактора.
мормонизм, искусство, религиозное искусство, живопись, Иисус Христос, христология, американизация христианства
  1. Apostolos-Cappadona D. Art, Creativity, and the Sacred: An Anthology in Religion and Art. N. Y.: Continuum, 1995.
  2. Barrett R. T., Black S. E. Setting a Standard in LDS Art: Four Illustrators of the Mid-Twentieth Century // BYU Studies Quarterly. 2005. Vol. 44. No 2. Р. 25–72.
  3. Bruce St. God is Dead: Secularization in the West. L.; N. Y.: Wiley-Blackwell, 2002.
  4. Carmack N. Images of Christ in Latter-day Saint Visual Culture // BYU Studies. 2000. Vol. 39. No 3. P. 18–76.
  5. Dye C. Mormon Art: Bursting Out of Obscurity // Meridian Magazine. 2018. March 26. URL: https://latterdaysaintmag.com/mormon-art-bursting-out-of-obscurity/
  6. Givens T. People of Paradox: a History of Mormon Culture. Oxford: Oxford UP, 2007.
  7. Goble C. The Problem of Mormon Art // Times & Seasons. 2017. June 1. URL: https://www.timesandseasons.org/harchive/2017/06/the-problem-of-mormon-art/
  8. Israelsen-Hartley S. Artist Jon McNaughton pulls political, religious art from BYU Bookstore // Deseret News. 2011. April 27. URL: https://www.deseret.com/2011/4/27/20188108/artistjon-mcnaughton-pulls-political-religious-art-from-byu-bookstore
  9. Jahromi N. Adventures in Mormon Art History // The New Yorker. 2012. August 21. URL: https://www.newyorker.com/culture/culture-desk/adventures-in-mormon-art-history
  10. Johnson H. Mormon Art: Painting the Gospel // Daily Art Magazine. 2019. May 2. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-art-painting-the-gospel/
  11. Lev E. How Catholic Art Saved the Faith: The Triumph of Beauty and Truth in Counter-Reformation Art. Manchester, NH: Sophia Institute Press, 2018.
  12. McFarlan E. How an iconic painting of Jesus as a white man was distributed around the world // The Washington Post. 2020. June 25. URL: https://www.washingtonpost.com/religion/2020/06/25/how-an-iconic-painting-jesus-white-man-was-distributed-aroundworld/
  13. Michalski S. Reformation and the Visual Arts: The Protestant Image Question in Western and Eastern Europe. L.; N. Y.: Routledge, 1993.
  14. Molander G. Pursuing Christ. Creating Art.: Exploring Life At The Intersection Of Faith And Creativity. Edinburgh: West Bow Press, 2011.
  15. Moriancumer M. A Mormon Michelangelo? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. May 31. URL: http://www.thoughtsonmormonart.com/questions/a-mormon-michelangelo/
  16. Moriancumer M. Should Christ look like a tennis player or movie star? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. June 14. URL: http://www.thoughtsonmormonart.com/questions/should-christ-look-like-a-tennis-playeror-movie-star/
  17. Nes S. The Mystical Language of Icons. Grand Rapids: Eerdmans, 2009.
  18. Oman R. G. Visual artists // Encyclopedia of Mormonism / ed. D. Ludlow. N. Y.: Macmillan Publishing, 1992. P. 70–73.
  19. Peacock M. M. Art in Mormonism // Encyclopedia of Mormonism / ed. D. Ludlow. N. Y.: Macmillan Publishing, 1992. P. 73–75.
  20. Pinder K. Painting the Gospel: Black Public Art and Religion in Chicago. University of Illinois Press, 2016.
  21. Rees R. A. Jon McNaughton: Mormon Artist, Right-Wing Propagandist // Sunstone Magazine. 2012. September 21. URL: https://www.sunstonemagazine.com/jon-mcnaughton-mormonartist-right-wing-propagandist/
  22. Rigal-Cellard B. The inspirational iconography of the LDS Church. Paper presented in the 2015 CESNUR Conference “Religious innovation and religious change in the 21st century”, Tallinn, Estonia, 17–20 June 2015. URL: https://www.cesnur.org/2015/tallinn-program.htm
  23. Rosen A. Art and Religion in the 21st Century. N. Y.: Thames and Hudson, 2015.
  24. Shaw W. What is 'Islamic' Art?: Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.
  25. Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton: Princeton University Press, 2018.
  26. Swanson V. G. The Book of Mormon Art of Arnold Friberg: Painter of Scripture // Journal of Book of Mormon Studies. 2001. Vol. 10. No 1. P. 26–35.
  27. Toman R. Ars Sacra: Christian Art and Architecture from the Early Beginnings to the Present Day. N. Y.: H.F. Ullmann publishing, 2015.
  28. Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. LA.: The J. Paul Getty Museum, 2006.
  29. Verdon T. Art and Prayer: The Beauty of Turning to God. N. Y.: Paraclete Press, 2014.
  30. Welch J. W., Dant D. R. The Book of Mormon Paintings of Minerva Teichert. Salt Lake City: BYU Press, 2009.
  31. Winston K. Mormon ‘gospel art’: Kitsch or classic? Mormons call it “gospel art”, and it's revered less for its quality as art than as glue // Religion News Service. 2016. March 17. URL: https://religionnews.com/2016/03/17/mormons-kitsch-art-classic/

Кирчанов Максим Валерьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Воронежский государственный университет; Российская Федерация, 394 068, г. Воронеж, Московский проспект, 88;
Должность: доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений;
ORCID: 0000-0003-3819-3103;
Электронный адрес: maksymkyrchanoff@gmail.com.
Фокина Снежана Ивановна

Леонид Успенский. Путь от безбожия к богословию

Фокина С. И. Леонид Успенский. Путь от безбожия к богословию // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 96-108

DOI: 10.15382/sturV202141.96-108
Настоящая статья знакомит с творчеством художника-иконописца русского зарубежья Леонида Успенского, одним из учителей которого был Николай Милиоти — художник довольно далекий от искусства иконописи. Нужда и желание преодолеть одиночество заставляли многих уехавших из России художников держаться в первые годы эмиграции в кругу единомышленников или, скорее, в кругу людей схожей судьбы, ведь этот круг объединял не только единомышленников, он сближал художников, творивших в очень разных манерах. К изучению их творчества подталкивает то обстоятельство, что их худо жественное наследие и жизненный путь остаются малоизученными, хотя художественное наследие русской эмиграции и объемом, и качеством своим не может не вызывать интереса. Принято считать, что в 1920-е гг. во французской столице формировалось то, что часто именуется «второй русской культурой», а на самом деле скорее являлось результатом отчаянных попыток русских художников воссоздать дух той художественной жизни Москвы и Петербурга, которую им пришлось оставить. Причин тому было как минимум две — нужда и стремление справиться с одиночеством. Эта зарубежная русская культура, «вторая» или назовем ее «ностальгическая», всячески подчеркивала свою русскость, интерес к русской истории, фольклору, старине, хотя и не отгораживалась от культуры приютившей ее страны. Этим и объясняется своеобразие творческого пути художников русского зарубежья, особенно Леонида Успенского, который в детстве и юности вовсе не испытывал интереса к живописи как виду творческой деятельности.
Николай Милиоти (Миллиоти, Милиотти, Миллиотти), Леонид Успенский, Григорий Круг, общество «Икона», Братство святого Фотия, художники-эмигранты, русское зарубежье
  1. История создания прихода Трех Святителей // Кафедральный храм Трех Святителей в Париже. URL: https://trois-saints-docteurs.fr/ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/01/history-RU.pdf (дата обращения: 07.12.2020).
  2. Леонид Успенский. Тайна иконы. 1987–2017. Париж: Корсунская епархия, 2018.
  3. Милиоти Е. Ю. Дедушкин Париж // Мир музея. 2002. № 3. С. 57–63.
  4. Миллиоти Н. Д. Мемуары Натальи Дмитриевны Миллиоти. Архив Е. Ю. Миллиоти.
  5. Муратова К. Леонид Успенский и русская икона в изгнании // Леонид Успенский. Тайна иконы. 1987–2017. Париж: Корсунская епархия, 2018. С. 11–31.
  6. Озолин Н. О непреходящей актуальности иконологии Леонида Александровича Успенского // Леонид Успенский. Тайна иконы. 1987–2017. Париж: Корсунская епархия, 2018. С. 50–79.
  7. Письмо Милиоти Николая Дмитриевича к Милиоти Марине Ивановне от 25 мая 1936 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 494. К. 1. Ед. хр. 10. Л. 110–112.
  8. Письмо Милиоти Николая Дмитриевича к Милиоти Юрию Дмитриевичу 1929 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 494. К. 1. Ед. хр. 11. Л. 137.
  9. Сомов К. А. Письма. Дневники. Суждения современников / сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979.
  10. Эмили ван Таак. Леонид Успенский, тайна иконы // Леонид Успенский. Тайна иконы. 1987–2017. Париж: Корсунская епархия, 2018. С. 32–47.
  11. La Théologie en couleurs, la fresque des fêtes en la cathédrale des Trois Saints Hiérarques á Paris. P.: Cerf, 2007. P. 72.
  12. Lydia Alexandrovna Ouspensky. Biographie de Léonide A. Ouspensky // Pére Simon Doolan.
  13. La redécouverte de l`icône, la vie et l`oeuvre de Léonide Ouspensky. P.: Cerf, 2001. Р. 9–10.
  14. Maxim Kovalevskii. Temoignage // Jean de Saint-Denis, in memoriam. P.: Presence orthodoxe, (without date). P. 20.

Фокина Снежана Ивановна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Государственная Третьяковская галерея; Российская Федерация, 119017, г. Москва, Лаврушинский пер., 10;
Должность: зам. зав. отделом учета музейных предметов и музейных коллекций;
ORCID: 0000-0002-9749-4443;
Электронный адрес: FokinaSI@tretyakov.ru.
Малацай Людмила Викторовна; Мошковская Янна Алексеевна

О музыкальном прочтении богослужебных текстов в концертном цикле В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста»

Малацай Л. В., Мошковская Я. А. О музыкальном прочтении богослужебных текстов в концертном цикле В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 109-131

DOI: 10.15382/sturV202141.109-131
Методологию статьи определяет комплексный подход к анализу концертного цикла В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста». Исследование выполнено с опорой на фундаментальные основания музыкознания, литургики, хороведения. Сведения о предшествующих написанию литургического цикла этапах творчества и хронологии концертного исполнения отдельных номеров цикла факультетским хором Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова под управлением Ю. И. Васильева получены авторами в беседе с супругой композитора — Э. Я. Ходош. В анализе цикла прежде всего обращено внимание на параметр формы, текстомузыкальной в своей сути, исходящей из содержания и структуры лежащего в основе произведения богослужебного текста, на специфику интонационно-мелодических комплексов, соответствие мелодического оформления просодии текстам молитвословий. Дана характеристика музыкальной ткани в ее непосредственной связи с принципами озвучивания текста молитвословий, отмечается общий колорит звучания, его соответствие логике композиционного развертывания. Свободные переходы от одного вида фактуры к другому отмечены как признак концертного стиля песнопений. На основе целостного анализа литургического цикла В. С. Ходоша сделаны общие выводы, констатирующие, с одной стороны, индивидуальность авторского прочтения текста молитвословий, с другой — своеобразное претворение в нем общих для отечественных композиторов рубежа XX–XXI в. стилистических принципов, проявляющихся в синтезе русского и европейского, классического и современного начал.
В. С. Ходош, хоровое исполнительство, духовно-музыкальное творчество, Литургия, концертный стиль духовной музыки православной традиции, текстомузыкальные формы, средства музыкальной выразительности
  1. Малацай Л. В. Феномен использования канонических богослужебных текстов и стихотворений отечественных поэтов в кантате для смешанного хора В. С. Ходоша «По прочтении “Архиерея” А. Чехова» // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Магарин О. Г., 2017. С. 404–416.
  2. Ходош В. Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста: для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017.
  3. Ходош В. С. Зорюшки-зори. Произведения для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2002.
  4. Цукер А. М. Песнопения небесные и земные // Ходош В. Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста: для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017. С. 4.

Малацай Людмила Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Орловский государственный институт культуры; Российская Федерация, 302020, г. Орел, ул. Лескова, 15;
Должность: заведующая кафедрой хорового дирижирования;
ORCID: 0000-0003-0335-5950;
Электронный адрес: 1441970@mail.ru.

Мошковская Янна Алексеевна


Место работы: Орловский государственный институт культуры; Российская Федерация, 302020, г. Орел, ул. Лескова, 15;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-4246-0844;
Электронный адрес: m.yanna@mail.ru.
Берташ Александр Витальевич, протоиерей

Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи

Берташ А. В. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132-152

DOI: 10.15382/sturV202141.132-152
В статье рассматривается история строительства и архитектура одного из самых значимых памятников русского стиля начала ХХ в. — Успенского собора Пюхтицкого монастыря в Эстонии, построенного на месте разобранного старого храма в 1907–1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука, ученика автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского. Особенности архитектуры и семантика посвящения собора позволяют поместить его в ряд крестово-купольных центрических русских соборных храмов и включить в иконографическую линию Успенских храмов начиная с XI в. — собора Киево-Печерского монастыря, что показывает консерватизм объемно-пространственного решения православного храмостроительства при разнообразии художественных форм. Ближе всего архитектура собора Пюхтицкого монастыря к типу «больших соборов» XVII в., которым свойственно «церковно-державное содержание». Собор в Пюхтице и ряд храмов соборного типа рубежа XIX–XX вв. можно отнести к особому, «ретроспективному», направлению русского стиля. Его прототипы — не только указанные выше древнерусские образцы, но и центрические соборы, которые проектировал основоположник русского стиля К. А. Тон («стилизация стилизации»). Как и проекты Тона, храмы данной группы отличаются монументальностью и сдержанным, не самоценным, декоративным убранством, отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены от церквей в стиле московско-ярославского узорочья XVII в., строившихся в 1880–1900-е гг. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию местных строительных материалов. Рассматриваются биографии жертвователей и архитекторов, принимавших участие в проектировании собора на первом этапе, когда предполагалась постройка храма с преобладающими чертами московско-ярославского стиля. Один из архитекторов, А. Т. Владимиров, с высокой долей вероятности, является автором проекта церкви св. Иоанна Лествичника в Московском Донском монастыре — усыпальницы жертвователя на постройку Пюхтицкого собора генерала И. Ф. Терещенко.
Успенские соборы в русском зодчестве, «большие соборы», русское монастырское храмостроительство, Пюхтицкий Успенский монастырь, русский стиль, московско-ярославский стиль, ретроспективизм в церковной архитектуре, храмостроитель И. Ф. Терещенко, архитектор А. А. Полещук, Рижская епархия, архиепископ св. Агафангел (Преображенский)
  1. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.
  2. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893.
  3. Баталов А. Л. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI века // Древнерусское искусство: Русское искусство Позднего Средневековья — XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. СПб., 2003. С. 38–50.
  4. Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116–124.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х–ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х–ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519–537.
  6. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. М., 2009.
  7. Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские Епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22–32.
  8. Высокопреосвященнейший архиепископ Агафангел и его деятельность по управлению Рижской епархией // Рижские Епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 530.
  9. Вятчанина Т. Н. С. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV–XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания // Архитектура русского православного храма / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2013. С. 127–174.
  10. Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И. Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления: http://www.mosculture.ru/object/48449/ (5.02.2021).
  11. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917) / под ред. А. Ф. Крашенинникова. М., 1998.
  12. Зыбин А. А., свящ., Херасков Н. А. Церковь Пюхтицкого монастырского подворья в г. Ревеле: Введения во храм Пресвятой Богородицы, сооруженная в честь дня рождения ее императорского высочества великой княжны Марии Николаевны. Ревель, 1902.
  13. Из архива князя С. В. Шаховского. Т. I. СПб., 1909.
  14. Из жизни господствующего и иных исповеданий. Миллионное пожертвование Синоду // Церковь. 1908. № 8.
  15. Киево-Печерский патерик / подг. текста, пер. и коммент. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 313–626, 692–704.
  16. Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга-Петрограда // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 1. СПб., 1993.
  17. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1982.
  18. Корнилий (Якобс), митр. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, православные эстонцы и Эстония. Tallinn, 2011.
  19. Купеческое строительство Ивановской области: каталог. Вып. 2 / под ред. Е. Г. Щеболевой. М., 2004.
  20. Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 17–23.
  21. Нащокина М. В. Образы Средневекового Владимира в русской архитектуре начала ХХ века // Архитектурное наследство. Вып. 43. М., 1999. С. 45–52.
  22. Павловский И. Ф. Исторический очерк Петровского Полтавского Кадетского Корпуса (1840–1890) по официальным данным. Полтава, 1890.
  23. Преображенский М. Т. Ревельский православный Александро-Невской собор. СПб., 1902.
  24. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. [Куремяэ], 2016.
  25. Ради мира церковного / сост. И. Г. Менькова и др. М., 2006. Т. 1.
  26. Слезкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287–299.
  27. Список генералам по старшинству. Составлен по 6 января 1907 г. СПб., 1907.
  28. Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий. СПб., 1912.
  29. Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910.
  30. Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremäe, 2010.

Берташ Александр Витальевич, протоиерей


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Автор благодарит настоятельницу Пюхтицкого монастыря игумению Филарету за помощь в работе.