/

Плотникова Наталья Юрьевна; Золотова Екатерина Владимировна

«Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы


Плотникова Н. Ю., Золотова Е. В. «Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 149-165.

DOI: 10.15382/sturV202040.149-165

Аннотация

Книга историка и теоретика музыки, медиевиста священника о. Василия Михайловича Металлова (1862–1926) «Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии» была закончена в 1894 г., одобрена Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве учебного пособия по церковному пению в духовных семинариях в 1895 г. и вышла в свет в 1897 г. В результате изучения переписки Металлова с директором Синодального училища церковного пения С. В. Смоленским авторы статьи пришли к выводу, что труд Металлова, задуманный как достаточно традиционное пособие по гармонии, под влиянием критики Смоленского приобрел новый смысл и стал первым теоретическим трудом по строгому стилю именно в русском церковном пении. Поистине новаторской стала вторая часть книги — «Строгоцерковный стиль гармонии», где Металлов пишет о церковном диатоническом звукоряде, о гаммах в строгоцерковном стиле, рассматривает виды и формы каденций и уделяет особое внимание контрапунктическому голосоведению и контрапунктической обработке церковной мелодии. Вместе с тем концепция автора оказалась недостаточно целостной, границы строгого стиля вообще и строго-церковного в частности были определены нечетко как в историческом, так и в теоретическом планах. Эти недостатки, как и некоторые неточности в толковании гармонических правил и терминов, несистематичность изложения, стали объектом критики в рецензиях свящ. М. А. Лисицына в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и Ю. В. Курдюмова в «Русской музыкальной газете». Цель настоящей статьи — раскрыть основные положения книги В. М. Металлова и некоторые идеи критических отзывов с акцентом на их роли в истории русского церковного пения.

Ключевые слова

В. М. Металлов, С. В. Смоленский, М. А. Лисицын, Ю. В. Курдюмов, строгий стиль гармонии, русское церковное пение

Список литературы

  1. Бусслер Л. Строгий стиль: Учеб. простого и слож. контрапункта, имитации, фуги и канона в церк. ладах // Соч. Людвига Бусслера / пер. с нем. [и с предисл.] С. И. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1885.
  2. Карцовник В. Г. Григорианское пение // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 461–471.
  3. Курдюмов Ю. В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / cост. священник В. Металловъ. [Рецензия] // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1860–1867.
  4. Лисицын М. А. Письмо к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 19).
  5. Л. [Лисицын М. А.] Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / сост. священник В. Металлов [Рецензия] // Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. № 47 (22 ноября). Стб. 1732–1733.
  6. Локотьянова Д. Е. Цецилианство и Брукнер // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 1 (17). С. 8–25.
  7. Металлов В. М. Письмо в редакцию // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1763–1766.
  8. Металлов В. М. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строго-церковного стиля гармонии / сост. свящ. В. Металлов. М.: П. Юргенсон, 1897.
  9. Плотникова Н. Ю. К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 225–239.
  10. Плотникова Н. Ю. Опыты и замыслы М. И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. Владивосток, 1998. С.142–149.
  11. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии / сост. Н. Римский-Корсаков. СПб., 1886.
  12. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. С. В. Смоленский и его корреспонденты: переписка с С. С. Волковой, Д. В. Разумовским, А. В. Преображенским, В. М. Металловым, С. И. Танеевым, П. И. и М. И. Чайковскими. Письма к С. В. Смоленскому разных лиц. Кн. 2 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; науч. консультант А. А. Наумов. М.: Знак, 2010. С. 569–577.
  13. Смоленский С. В. Письма к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 36).
  14. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. Изд. 6-е. М.: П. Юргенсон, 1897.

Данные об авторе

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.

Золотова Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.