Ковалевская Светлана Викторовна
Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция
Ссылка на статью:
Ковалевская С. В.
Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020.
Вып. 40. С. 34-53.
DOI:
10.15382/sturV202040.34-53
Аннотация
В статье исследуются типология и эволюция инициала к молитве «Vere Dignum» на материале южноитальянских литургических свитков. Хронологические рамки исследования ограничены периодом 2-й пол. X — кон. XI в., временем появления всех трех типов инициала. Особая политическая и художественная ситуация, сложившаяся в Южной Италии в это время, является питательной почвой, породившей такие своеобразные культуры, как культуры лангобардских княжеств, греческого Бари и аббатства Монтекассино времен аббата Дезидерия. Выделены, описаны и проанализированы три основных типа инициала и их генезис. Первый тип — монограмма «VD» — приходит в декорацию свитков Южной Италии из каролингских сакраментариев, унаследовав символический смысл монограммы от своего источника. Второй тип — «V=Ω», буква «V», которая имеет абрис перевернутой греческой буквы «омега», свидетельствует о сознательной попытке придать «греческий» вид латинскому литургическому свитку, что связано с особенностями территории Бари, долгое время имевшей и латинский, и греческий клир и церкви на своей территории. Третий тип — латинская буква «V» — используется в рукописях скриптория Монтекассино при аббате Дезидерии. Особенности украшения этого типа инициала свидетельствуют о желании совместить черты разных изобразительных традиций (в частности, местной монтекассинской, оттоновской и византийской). Стремление создать искусство новое и интернациональное, выходящее за рамки местной художественной традиции, связано, в том числе, с усилением роли аббатов Монтекассино в подчинении территорий Южной Италии папскому престолу и ориентацией на более широкий круг изобразительных источников. Таким образом, в статье выявлены связи между определенным типом инициала и породившей его культурной средой, что позволяет отчетливее увидеть общие закономерности в развитии искусства Южной Италии.
Ключевые слова
литургические свитки, Южная Италия, средневековые рукописи, Экзультет, иллюстрация, Монтекассино, Беневентo, иконография, инициал, монограмма
Список литературы
- Евсеева Л. М. Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино около 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия.
- Древняя Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 107‒128.
- Ковалевская С. В. Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 383–391.
- Ковалевская С. В. Литургический свиток из Бари. Греческое и латинское в Южной Италии 11 века // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 244–265.
- Avery M. The Exultet Rolls of South Italy. Princeton.: University Press, 1936.
- Avery M. The relation of the Casanatense Pontifi cal (MS. Casanat.724 B I 13) to 10 century changes in the ordination rites at Rome // Studi e testi. Miscellanea Giovanni Mercati. 1946. Vol. VI. P. 258–271.
- Babudri F. L’Exultet di Bari del sec.XI //Archivio Storico Pugliese 10. 1957. P. 8–169
- Baldass P. Die Miniaturen zweier Exultet-Rollen, London add.30337; Vat. Barb. lat. 592 // Scriptorium. 8. 1954. P. 75–88, 205–219.
- Belting H. Studien zur Beneventanischen Malerei// Forschungen zur Kunstgeschichte und christlichen Archäologie, VII. Wiesbaden: Verlag für Kunst und Wissenschaft, 1968.
- Bertaux E. L'art dans l'Italie méridionale. P.: Albert Fontemoing, 1904.
- Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages, 3 vols. Rome, 1986.
- Brenk B. Bischofl iche und monastische “Committenza” in Suditalien am Beispiel der Exultetrollen // Committenti e produzione artistico-letteraria nell’alto Medioevo occidentale (4–10 aprile 1991), Spoleto 1992 (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto Medioevo, 39). I. Spoleto, Centro italiano di studi sull’alto Medioevo. P. 275–300.
- Calderoni Masetti A. R. L’Exultet duecentesco del Museo Nazionale di Pisa // Studi di storia dell’arte in memoria di Mario Rotili. Napoli, 1984. P. 211–220.
- Calderoni Masetti A. R., Fonseca C. D., Cavallo G. L’Exultet “beneventano” del Duomo di Pisa. Galatina: Congedo, 1989.
- Carucci A. Il rotolo salernitano dell’Exultet. Salerno: Scuola Arti Grafi che Istituto Maschile Umberto I, 1971.
- Carucci A. L’Exultet salernitano. Marigliano: Istituto Anselmi, 1990.
- Сavallo G. La genesi dei rotoli liturgici beneventani alla luce del fenomeno storico-librario in Occidente ed Oriente // Miscellanea in memoria di Giorgio Cencetti. Torino. 1973. P. 213–222.
- Cavallo G. Rotoli di Exultet dell’Italia meridionale. Bari: Adriatica, 1973.
- Cavallo G., d’Aniello A. L’Exultet di Salerno. ‒ Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1993.
- Exultet, rotoli liturgici del medioevo meridionale / G. Cavallo, ed. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994.
- Exultet. Testo e immagine nei rotoli liturgici dell’Italia meridionale, Università degli studi di Cassino — Ministero per i Beni e le Attività Culturali, 1999 (CD-ROM).
- Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses penture // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 161–199.
- Gyug R. A Fragment of a Liturgical Roll at Montecassino (Compactiones XVI) // Medieval Studies. 1990. 52. P. 268–277.
- Kelly Th. F. The Beneventan Chant. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
- Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. Oxford.: Oxford University Press, 1996.
- Ladner G. B. The «Portraits» of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. XVII. 1942. P. 181–200.
- Loew E. A. The Beneventan Script. Oxford: Clarendon Press, 1914.
- Maniaci M., Orofino G. Les ‘rouleaux d’Exultet’ du Mont Cassin (techniques de fabrication, caractéristiques matérielles, décoration, rapports avec les rouleaux grecs // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Gestes et techniques de l’artiste à l’époque romane (Actes de XLIIIes Journées romanes de Cuxa, 6–13 juillet 2011). XLIII. 2012. P. 71–82.
- Micunco G. Exultet I di Bari. Parole e immagini alle origini della letteratura in Puglia. Bari: Stilo, 2011.
- Orofino G. I codici decorati dell’Archivio di Montecassino. V. I–III. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994–2006.
- Paht O. Buchmalerei des Mittelalters. Munchen: Prestel Verlag, 1984.
- Speciale L. Un contributo cassinese alla Riforma Gregorian: L’Exultet Vat. Barb. lat. 592 (Tesi di laurea). Roma, 1982–1983.
- Speciale L. Montecassino e la Riforma Gregoriana: L'Exultet Vat. Barb. lat. 592. Roma: Viella Libreria, 1991.
- Speciale L. Liturgia e potere. Le commemorazioni fi nali nei rotoli dell’Exultet // Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Moyen-Age, Temps modernes. 2000. T.112. N 1. P. 191–224.
- Speciale L. The Salerno Exultet: a Historical Overview // Quinio. 2000. Vol. 2. P. 159‒188.
- Tsuji S. G. Analyse iconographique de quelques miniaturesdes rouleaux d’Exultet dans leurs rapports avec le texte//Problems in the Relation between Text and illustration. Osaca: SAOO, 1982 (Studia atrium orientalis et occidentalis, I). P. 15–28.
- Zuccaro R. Les miniatures des rouleaux liturgiques, L’illustration de la prose “Exultet” // Bertaux E. L’art dans l’Italie meridionale. Aggiornamento dell’opera di Emile Bertaux. Roma: École Française de Rome, 1978. IV. P. 423–466.
Данные об авторе
Ковалевская Светлана Викторовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1576-0956;
Электронный адрес: svk542@yandex.ru.