/

Григорьева Вероника Юрьевна

«Надгробное» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа» в русской богослужебной традиции


Григорьева В. Ю. «Надгробное» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа» в русской богослужебной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 77-99.

DOI: 10.15382/sturV202040.77-99

Аннотация

Статья посвящена двум песнопениям В. Пятка и В. Субботы, носящим в древнерусских рукописях наименование «надгробные»: Трисвятому и стихере «Придете ублажим Иосифа». Автором рассмотрены обряды, с которыми эти песнопения связаны, — вынос, погребение и целование Плащаницы, Евангелия и образа «Положение во гроб». Обзор источников различного рода показал, что на протяжении всей эпохи действия на Руси Иерусалимского устава указанные обряды не получили полной регламентации и на практике допускают варианты, которые укладываются в два основных типа — монастырский и соборный. При этом во всех вариантах между «надгробными» песнопениями и обрядами имеются прочные связи: Трисвятое сопровождает выход с Евангелием и Плащаницей и погребение последней, а стихера «Придете ублажим Иосифа» — чин целования Плащаницы и образа «Положение во гроб». Интересно, что несмотря на греческое происхождение стихеры «Придете ублажим Иосифа», особенно важное, знаковое место в богослужении В. Субботы данное песнопение занимает только в русской традиции. Исключительная значимость «надгробных» Трисвятого и стихеры на Руси выразилась, в частности, в том, что для выхода на утрени В. Субботы сложились особые «надгробные» напевы Трисвятого. Для стихеры «Придете ублажим Иосифа» сформировалась традиция распевания в двух разных гласах, 5-м и 8-м, что коррелирует с монастырским и соборным типами великосубботних обрядов. Известны и иные певческие версии данной стихеры. Общей чертой «надгробных» песнопений является значительная распевность, которая обусловлена тем, что как выход и шествие с Евангелием и Плащаницей, так и чин целования Плащаницы или образа совершаются достаточно долго.

Ключевые слова

«надгробные» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа», вынос, погребение, целование, Плащаница, «Положение во гроб», древнерусское церковное пение, певческие традиции старообрядцев

Список литературы

  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014.
  2. Безуглова И. Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков XVII века (Опекаловский роспев): дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982.
  3. Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: дис. … канд. искусствоведения. М., 1983.
  4. Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной Седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Казань, 1894.
  5. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая Суббота // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 431–443.
  6. Певческие книги выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. 1). СПб., 2001.

Данные об авторе

Григорьева Вероника Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры регентования;
ORCID: 0000-0002-0934-792X;
Электронный адрес: veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru.