Статья посвящена двум песнопениям В. Пятка и В. Субботы, носящим в древнерусских рукописях наименование «надгробные»: Трисвятому и стихере «Придете ублажим Иосифа». Автором рассмотрены обряды, с которыми эти песнопения связаны, — вынос, погребение и целование Плащаницы, Евангелия и образа «Положение во гроб». Обзор источников различного рода показал, что на протяжении всей эпохи действия на Руси Иерусалимского устава указанные обряды не получили полной регламентации и на практике допускают варианты, которые укладываются в два основных типа — монастырский и соборный. При этом во всех вариантах между «надгробными» песнопениями и обрядами имеются прочные связи: Трисвятое сопровождает выход с Евангелием и Плащаницей и погребение последней, а стихера «Придете ублажим Иосифа» — чин целования Плащаницы и образа «Положение во гроб». Интересно, что несмотря на греческое происхождение стихеры «Придете ублажим Иосифа», особенно важное, знаковое место в богослужении В. Субботы данное песнопение занимает только в русской традиции. Исключительная значимость «надгробных» Трисвятого и стихеры на Руси выразилась, в частности, в том, что для выхода на утрени В. Субботы сложились особые «надгробные» напевы Трисвятого. Для стихеры «Придете ублажим Иосифа» сформировалась традиция распевания в двух разных гласах, 5-м и 8-м, что коррелирует с монастырским и соборным типами великосубботних обрядов. Известны и иные певческие версии данной стихеры. Общей чертой «надгробных» песнопений является значительная распевность, которая обусловлена тем, что как выход и шествие с Евангелием и Плащаницей, так и чин целования Плащаницы или образа совершаются достаточно долго.
«надгробные» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа», вынос, погребение, целование, Плащаница, «Положение во гроб», древнерусское церковное пение, певческие традиции старообрядцев