/

Крюков Павел Дмитриевич

Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения


Крюков П. Д. Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 23-35.

DOI: 10.15382/sturV202038.23-35

Аннотация

Целью статьи является выявление и описание актуальных задач, стоящих перед исследователем Октоиха нотированного XVII в., в частности при изучении его в свете книжной реформы середины столетия. Бытование Октоиха нотированного в XVII в. вписывается в контекст всего периода развития этой книги, начиная с ее бытования в виде отдельного сборника с кон. XV в. Для решения основных задач формулируются следующие направления исследования: поиск и систематизация всех сохранившихся списков Октоиха нотированного XVII в.; установление типологии и создание, насколько возможно, полного каталога-справочника с научным описанием рукописей; изучение технических аспектов процесса певческой справы на примере данной книги. Важным направлением в ряду сформулированных задач становится выявление и осмысление на примере Октоиха XVII в. системы древнерусского осмогласия и изучение роли певческих моделей в распевании песнопений. В статье показаны особенности фиксации и организации песнопений рассматриваемой книги. Для иллюстрации процесса певческой реформы середины века приведены примеры из нотированных рукописей, в том числе: НИОР РГБ. Ф. 379 (собрание прот. Дмитрия Разумовского) № 13 (2-я четв. XVII в.) и № 16 (последняя треть XVII в.).

Ключевые слова

Октоих нотированный, реформа, XVII век, знаменный распев, рукопись, песнопение

Список литературы

  1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI– XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
  2. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: дис. ... канд. иск. Л., 1990.
  3. Гусейнова З. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве // Рукописные памятники. Вып. 4 / ред. Г. П. Енин, Н. В. Рамазанова. СПб., 1997. С. 193–214.
  4. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999.
  5. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  6. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции: дис. ... д-ра иск. СПб., 2007.
  7. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: сводный каталог / под ред. Н. П. Киселева. М., 1958.
  8. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
  9. Крашенинникова О. А. Древнерусский Октоих XII–XIV вв. как памятник средневековой гимнографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
  10. Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского. М., 2006.
  11. Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. СПб., 2014.
  12. Мезенец А. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / изд. с объясн. и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888.
  13. Никольская Н. А. «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века: дипломная работа. СПб., 2008.
  14. Федор Крестьянин: Стихиры / публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  15. Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 382.
  16. Певческие рукописи XVII–XIX веков: каталог / авт.-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов, 2001.
  17. Плетнева Е. В. Многораспевность в Нотированном Октоихе: богородичны Малой вечерни // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: сб. статей молодых музыковедов кафедры Музыкальной этнографии и Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории / сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 80–107.
  18. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
  19. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика: cб. науч. тр. / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
  20. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII вв. СПб., 2004.
  21. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  22. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  23. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  24. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7–22.

Данные об авторе

Крюков Павел Дмитриевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.