Крюков Павел Дмитриевич
Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения
Ссылка на статью:
Крюков П. Д.
Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020.
Вып. 38. С. 23-35.
DOI:
10.15382/sturV202038.23-35
Аннотация
Целью статьи является выявление и описание актуальных задач, стоящих перед исследователем Октоиха нотированного XVII в., в частности при изучении его в свете книжной реформы середины столетия. Бытование Октоиха нотированного в XVII в. вписывается в контекст всего периода развития этой книги, начиная с ее бытования в виде отдельного сборника с кон. XV в. Для решения основных задач формулируются следующие направления исследования: поиск и систематизация всех сохранившихся списков Октоиха нотированного XVII в.; установление типологии и создание, насколько возможно, полного каталога-справочника с научным описанием рукописей; изучение технических аспектов процесса певческой справы на примере данной книги. Важным направлением в ряду сформулированных задач становится выявление и осмысление на примере Октоиха XVII в. системы древнерусского осмогласия и изучение роли певческих моделей в распевании песнопений. В статье показаны особенности фиксации и организации песнопений рассматриваемой книги. Для иллюстрации процесса певческой реформы середины века приведены примеры из нотированных рукописей, в том числе: НИОР РГБ. Ф. 379 (собрание прот. Дмитрия Разумовского) № 13 (2-я четв. XVII в.) и № 16 (последняя треть XVII в.).
Ключевые слова
Октоих нотированный, реформа, XVII век, знаменный распев, рукопись, песнопение
Список литературы
- Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI– XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
- Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: дис. ... канд. иск. Л., 1990.
- Гусейнова З. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве // Рукописные памятники. Вып. 4 / ред. Г. П. Енин, Н. В. Рамазанова. СПб., 1997. С. 193–214.
- Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999.
- Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
- Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции: дис. ... д-ра иск. СПб., 2007.
- Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: сводный каталог / под ред. Н. П. Киселева. М., 1958.
- Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
- Крашенинникова О. А. Древнерусский Октоих XII–XIV вв. как памятник средневековой гимнографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
- Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского. М., 2006.
- Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. СПб., 2014.
- Мезенец А. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / изд. с объясн. и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888.
- Никольская Н. А. «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века: дипломная работа. СПб., 2008.
- Федор Крестьянин: Стихиры / публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
- Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 382.
- Певческие рукописи XVII–XIX веков: каталог / авт.-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов, 2001.
- Плетнева Е. В. Многораспевность в Нотированном Октоихе: богородичны Малой вечерни // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: сб. статей молодых музыковедов кафедры Музыкальной этнографии и Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории / сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 80–107.
- Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
- Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика: cб. науч. тр. / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
- Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII вв. СПб., 2004.
- Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
- Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
- Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
- Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7–22.
Данные об авторе
Крюков Павел Дмитриевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.