/

Гусейнова Зивар Махмудовна

Исторические и теоретические сведения в «Указе о подметках» (по списку РГБ ф. 379 № 1)


Гусейнова З. М. Исторические и теоретические сведения в «Указе о подметках» (по списку РГБ ф. 379 № 1) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 36-50.

DOI: 10.15382/sturV202038.36-50

Аннотация

Статья посвящена одному из списков известного музыкально-теоретического документа XVII в. «Указ о подметках» в рукописи Российской государственной библиотеки фонда 379 (Д. В. Разумовского) № 1. Документ, сохранившийся в нескольких списках XVII–XVIII вв. с разными названиями, получил известность, благодаря изложению в нем «учения» новгородского распевщика Иоанна Шайдура относительно буквенных киноварных («степенных») помет, уточняющих высоту знаков крюковой нотации, и строения звукоряда. Необходимость введения подобных корректив была обусловлена постепенным разрушением единства при исполнении одного песнопения разными певцами и тем более в разных обителях. В основу «учения» Иоанна Шайдура положена информация о распеве знаков в азбуках-толкованиях, сокращенная до одной-двух букв, прибавляемых к знакам нотации красным цветом. Данная система помет вошла в употребление в сер. XVII в. и активно использовалась вплоть до введения помет, представленных в другом теоретическом документе — «Извещении» Александра Мезенца (1670). В Раз. № 1 система излагается вариативно несколько раз, это свидетельствует о том, что в списки документа разными мастерами многократно вводились дополнительные сведения и уточнения, отражающие локальные традиции церковного пения. В результате изложение помет и строение звукоряда представлены в Раз. № 1 в разных вариантах. Кроме теоретической в списке содержится важная историческая информация относительно собственно личности Иоанна Шайдура, а также происхождения церковного пения не как заимствованного некогда из Византии, но возникшего на славянской почве по аналогии со словесной азбукой равноапостольного Кирилла.

Ключевые слова

Указ о подметках, крюковая нотация, пометы, звукоряд, церковное пение, теория музыки, распевщик

Список литературы

  1. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
  2. Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42–76.
  3. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки ХVII века. Изд. 2-е., испр. и доп. СПб., 2008.
  4. Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012.
  5. Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен русского многоголосия конца XVI — первой половины XVIII века: дис. ... канд. иск. М., 2018.
  6. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. 3-е изд. СПб., 1998.
  7. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / сост., пер., вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  8. Орлов А. С., Скрипиль М. О. Введение: Обобщающие предприятия XVI в. // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. М.; Л., 1941–1956. Т. II. Ч. 1. С. 432–445.
  9. Парфентьев Н. П. Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре России 1650–1670-х гг. // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2013. Т. 13. № 2. С. 94–102.
  10. Погодин М. П. Вновь найденные данные для истории церковного пения в России // Москвитянин. М., 1846. № 6. С. 173–174.
  11. Полное собрание русских летописей. СПб., 1908. Т. XXI, первая половина. СПб., 1908.
  12. Смоленский С. В. Об указании оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. Оттиск из журнала «Церковное пение». 1909. № 3.
  13. Смоляков Б. Г. Две редакции «Предисловия, откуду и от коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение...» // Памятники Отечества: альманах ВООПИиК. 1980. № 1. С. 53–57.
  14. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: в 3 т. Т. 2. СПб., 1902. Т. 3. СПб., 1912.
  15. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. 19–23.
  16. Христофор, инок. Ключ знаменной, 1604 / публ., пер. М. В. Бражникова, Г. А. Никишова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1983. Вып. 9.

Данные об авторе

Гусейнова Зивар Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.