Начиная с середины XVII в. в России на смену знаменному пению приходит партесное многоголосие. Этот перелом связан с реформами патриарха Никона, допустившего многоголосное пение в православных храмах, а также с влиянием музыкальной культуры европейского барокко, прежде всего польского и итальянского, пришедшего в Россию через территорию Украины. В связи с этим обычно упоминается имя русского композитора Николая Дилецкого, который, в свою очередь, называл себя учеником польского композитора Марцина Мельчевского. Николай Дилецкий, как известно, был теоретиком, композитором и регентом. В историю русской музыки он вошел как автор хоровой музыки и как создатель музыкального трактата «Мусикийская грамматика». «Грамматика» свидетельствует о высоком уровне музыкального образования ее автора. Многохорность была традиционна для Речи Посполитой 1-й четв. XVII в. В русскую музыкальную культуру она пришла вместе с практикой многоголосного пения. Следует обратить внимание на тот факт, что в 7-й главе «Мусикийской грамматики» Дилецкого «О вещах забвенных, о которых забыл написать» уже есть раздел «Образцы хоральные», посвященный проблемам двухорной композиции. В трех изданиях «Мусикийской грамматики» Дилецкого можно найти семь примеров из сочинений Марцина Мельчевского, один из которых приписывается композитору, согласно мнению Протопопова, ошибочно. Все они находятся в разделе «О сочинении». Интерес представляет образец, принадлежащий Мельчевскому, связанный с правилом выдержанных звуков в кадансе. Дилецкий сначала приводит оригинальный нотный текст Мельчевского, а потом показывает тот простой бас, вместо которого, по его мнению, использована педаль. Видимо, этот бас присочинен самим Дилецким. В России во 2-й пол. XVII в. интерес к польской музыке, в том числе к творчеству Мельчевского, был достаточно высок. Известно, что патриарх Никон специально искал канты Мельчевского, и ему в подарок были присланы псалмы и мессы Мельчевского.
российско-польские музыкальные связи, духовная музыка, Николай Дилецкий, Марцин Мельчевский, Мусикийская грамматика, партесное пение
- Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
- Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века: автореф. дис. … канд. иск. М., 2010.
- Дилецький Микола [Дилецкий, Николай ]. Граматика музикальна. Музыкальная грамматика. Фотокопія рукопису 1723 року. Транскрипція, післямова-додатки, шифри рукописів трактату, коментарі О. Цалай-Якименко. На укр. яз. Киев: Музична Украiна, 1970.
- Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ. и исслед. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1979. (Памятники русской музыкальной культуры. Вып. 7).
- Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / посмерт. труд по опубликованию и предисловию С. В. Смоленского. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910.
- Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.
- Kazem-Bek Jan. Marcin Mielczewski w “Gramatyce muzycznej” / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 177–186.
- Krzepkowska А. Zygmunt Lauxmin. Traktat “Ars et praxis musica”. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Semper, 2012.
- Przybyszewska-Jarmińska B. Historia Muzyki Polskiej. Tom III część pierwsza, Barok 1595 1696. Sutkowski edition. Warsawа, 2006.
- Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — katalog tematyczny utworów / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M.Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 27–66.
- Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — życie i dorobek / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 25–26.
- Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN, Warszawa, 2011.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.