/

Пастон Элеонора Викторовна

«Соборный идеал» В. М. Васнецова. Работа художника во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896)


Пастон Э. В. «Соборный идеал» В. М. Васнецова. Работа художника во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 151-162.

DOI: 10.15382/sturV201936.151-162

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования «соборного идеала» В. М. Васнецова, явившегося важным фактором в решении стоявших перед ним задач по оформлению внутреннего пространства Владимирского собора в Киеве, храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, в программе росписей которого была заложена идея осмысления религиозной истории России, а также ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Для Васнецова искусство не было особой, замкнутой сферой: мысли и чувства народа, сама его жизнь естественно «переливаются» в искусство, находят в нем естественное выражение и завершение. Эта «горячая связь между художниками и современниками» становится залогом успеха такого грандиозного дела, каким было украшение храма, «путем к свету», путем постижения великих ценностей для Васнецова. В росписях собора он попытается воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев в окружающую жизнь туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Так постепенно формируется «соборный идеал» мастера, основанный на идее «натуральной соборности человечества» по определению славянофилов, предполагающей глубочайшее межчеловеческое согласие – достояние людей, объединенных искренним служением истине, добру и красоте. Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации обеспечила единство художественного впечатления от росписей и позволила Васнецову выработать во Владимирском соборе своеобразный стиль, частью которого явилось соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, а также орнаментальная оправа для всех фигур и сцен, вошедший в историю русского искусства под названием «васнецовский стиль».

Ключевые слова

соборность, соборный идеал, религиозная живопись, роспись Владимирского храма в Киеве, художественно-эстетическая программа, Васнецов, Абрамцевский кружок

Список литературы

  1. Васнецов. В. М. Мир художника. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М.: Искусство, 1987.
  2. Верещагина А. Г. К вопросу об исторической живописи Васнецова // Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926): Сб. материалов. М., 1994. С. 25–45.
  3. Дедлов В. Л. (Кинг). Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М.: Издание книжного магазина Гроссман и Кнебель, 1901.
  4. Заметки // Мир искусства. 1900. № 11–12. С. 245–247.
  5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издво Свято-Владимирского братства. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года (издательство «Париж»). 1993.
  6. Плотникова И. В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве // Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926): Сб. материалов. М., 1994. С. 47–62.
  7. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1922.
  8. Прахов Н. А. Страницы прошлого. Киев: Державне видавництво образоторчого мистецтва i музичноi лiтератури УРСР, 1958.
  9. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971.
  10. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство. 1994.

Данные об авторе

Пастон Элеонора Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственная Третьяковская галерея; Российская Федерация, 119017 г. Москва, Лаврушинский переулок, 10;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4896-9481;
Электронный адрес: pastonella@mail.ru.