В статье рассматриваются проблемы формирования «соборного идеала» В. М. Васнецова, явившегося важным фактором в решении стоявших перед ним задач по оформлению внутреннего пространства Владимирского собора в Киеве, храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, в программе росписей которого была заложена идея осмысления религиозной истории России, а также ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Для Васнецова искусство не было особой, замкнутой сферой: мысли и чувства народа, сама его жизнь естественно «переливаются» в искусство, находят в нем естественное выражение и завершение. Эта «горячая связь между художниками и современниками» становится залогом успеха такого грандиозного дела, каким было украшение храма, «путем к свету», путем постижения великих ценностей для Васнецова. В росписях собора он попытается воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев в окружающую жизнь туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Так постепенно формируется «соборный идеал» мастера, основанный на идее «натуральной соборности человечества» по определению славянофилов, предполагающей глубочайшее межчеловеческое согласие – достояние людей, объединенных искренним служением истине, добру и красоте. Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации обеспечила единство художественного впечатления от росписей и позволила Васнецову выработать во Владимирском соборе своеобразный стиль, частью которого явилось соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, а также орнаментальная оправа для всех фигур и сцен, вошедший в историю русского искусства под названием «васнецовский стиль».
соборность, соборный идеал, религиозная живопись, роспись Владимирского храма в Киеве, художественно-эстетическая программа, Васнецов, Абрамцевский кружок