/

Захарьина Нина Борисовна

О нотации стихиры «Благовествует Гавриил»


Захарьина Н. Б. О нотации стихиры «Благовествует Гавриил» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 66-79.

DOI: 10.15382/sturV201936.66-79

Аннотация

Стихира Благовещению «Благовествует Гавриил» сохранилась в древнерусских нотированных рукописях с середины XV в. (ранее она фиксировалась без нотации). Словесный текст — это перевод византийской стихиры E´αγγελίζεται Γαβριήλ, но роспев независим от византийского. Списки сер. XV — нач. XVI в. нотированы неизвестной нотацией палеовизантийского типа (возможно близкой к шартрской). В певческих рукописях XVI в. используется знаменная нотация, крюковая строка состоит полностью из лиц. Возможно, начертания лиц подразумевали вариативность исполнения. В списках XVII в. лица почти всегда фиксируются дробным знаменем. Создаются несколько версий песнопения, каждая из которых маркирована пометой о местном или авторском роспеве. Большинство древнерусских церковных песнопений пережили те же этапы, но стихира «Благовествует Гавриил» демонстрирует уникальные черты. Все изменения музыкального текста происходят не синхронно с общеизвестными редакциями певческих книг. Уникальный роспев и неизвестная нотация ранних списков в поздних списках испытали влияние знаменного роспева и знаменной нотации.

Ключевые слова

знаменная нотация, палеовизантийская нотация, шартрская нотация, невменная нотация, знаменный роспев, стихира, крюковая строка, лица, методика комбинаторного анализа

Список литературы

  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.
  2. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.
  3. Григорьева В. Ю., Григорьев Ю. А. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111–133.
  4. Гусейнова З. М. Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток–Русь–Запад. М.: Моск. консерватория, 2008. С. 85–97 (Гимнология; Вып. 5).
  5. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской письменности XI–XIV веков: (К проблеме дешифровки знаменной нотации): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1982.
  6. Гусейнова З. М. Руководства по теории знаменного пения 15 века (источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л.: Рос. ин-т истории искусств, 1990. С. 20–46.
  7. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков: учеб. пособие. СПб.: б.и., 1999.
  8. Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: Именование и бытование // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005. № 1(19). С. 80–91.
  9. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М.: б.и., 2001.
  10. Исторический атлас средневековой музыки / пер. с итал. и ред. С. Н. Лебедев. М.: Арт Волхонка, 2016.
  11. Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997. М.: б.и., 1999. С. 62–72.
  12. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
  13. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003. М., 2003. С. 443–451.
  14. Пугачева М. М. Стихира «Благовествует Гавриил» в русских нотированных рукописях XV–XIX веков: дипломная работа. СПб., 2015.
  15. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 2: Афонская коллекция. М., 2012.
  16. Снимки с певческих рукописей Соловецкой библиотеки: Приложение к неизданному описанию их С. В. Смоленского. Б.м., б. г. (лит. Данилова).
  17. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев: автореф. дис. … канд иск. М., 2011.
  18. Успенский Б. А. Буква Э в древнерусских певческих текстах и в списках библейской книги Исход // Вопросы языкознания. 2013. № 6. С. 79–114.
  19. Codex Vindobonensis theol. gr. 136 (Sticherarium antiquum Vindobonense) // Reproduction integrale, ed. Gerda Wolfram. Pars Principalis. Vindobonае, 1987. (МMB; Vol. X).
  20. Troelsgård Ch. Byzantine neumes. Copenhagen: Museum Tusculanum press, 2011. (MMB. Subsidia; Vol. IX).

Данные об авторе

Захарьина Нина Борисовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9511-7794;
Электронный адрес: zakharina@rambler.ru.

Благодарности

Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 17-34-00023-ОГН ОГН-МОЛ-А1. Благодарю И. В. Герасимову за предоставленные материалы.