/

Заварина Екатерина Николаевна

О датировке двух двусторонних хоругвей «Явление Богоматери преподобному Сергию» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.


Заварина Е. Н. О датировке двух двусторонних хоругвей «Явление Богоматери преподобному Сергию» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 80-96.

DOI: 10.15382/sturV201936.80-96

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о датировке двух шитых двусторонних хоругвей с композицией «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Исследование основано на сравнении и анализе стилистических и технических особенностей шитья хоругвей и их соотнесения с произведениями царицыной мастерской палаты середины XVII в. Обе хоругви выполнены в технике двустороннего шитья шелком, сканью и золотными нитями. Изображая один и тот же сюжет, изложенный в Житии преподобного Сергия, они имеют ряд отличий, как в композиции, так и в стилистике. В результате проведенного исследования в реставрационном акте 1924 г. выявлено описание двусторонней хоругви, вышитой на зеленом атласе, и ее поздней каймы синего атласа с летописью 1793 г. Сопоставление приемов исполнения личного и стилистические особенности позволили отнести краснофонную хоругвь к памятникам 30 — 40-х гг. XVII в., а двустороннюю хоругвь, шитую по зеленому атласу, учитывая ее описание до реставрации 1924 г., включить в круг ранних произведений царицыных светлиц времени царицы Марии Ильиничны и датировать ее 1650 г., на основании хранящейся отдельно вкладной надписи.

Ключевые слова

Двусторонняя хоругвь, явление Богоматери преподобному Сергию, царицыны светлицы, царица Мария Ильинична, реставрация, древнерусское шитье

Список литературы

  1. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М.: Наука, 1996.
  2. Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. Искусство средневековой Руси. Вып. 12. М.: Известия, 1999. С. 120–138.
  3. Манушина Т. Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М.: Сов. Россия, 1984.
  4. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М.: Крас. площадь, 2004.
  5. Николаева Т. В. Древний Звенигород. М.: Искусство, 1978.
  6. Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л.: Аврора, 1969.
  7. Николаева С. В., Воронцова Л. М., Черкашина Г. П., Шитова Л. А. Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды и святости. Иконография XV — начала XX в. М.: Лето, 2014.
  8. Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 16 августа 2016 / Шаромазов М. Н., сост. Кириллов, 2017.
  9. Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала ХХ века / Седов Д. А., Шалина И. А., составители. М.: Лето, 2013.
  10. Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX вв. / Петрунина Т. Н., ред. М.: Руссар, 1992.
  11. Семечкин П. А. Мастерская по ремонту древнего шитья. К истории Секции декоративного искусства Центральных государственных реставрационных мастерских (1919 — 1934 гг.) // Вестник. Реставрация музейных ценностей. 2/2000 – 1/2001 (№ 6–7). М.: ВХНРЦ, 2001. С. 54–62.
  12. Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники / Воронин Н. Н., Косточкин В. В., ред. М.: Искусство, 1968.
  13. Черкашина Г. П. Художественное шитье в храмах Троице-Сергиева монастыря в XVII — начале XX в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Сб. материалов VII международной конференции 23–25 сентября 2010 года. Сергиев Посад: Ремарко, 2012. С. 268–277.
  14. Черненилова Л. М. Волшебная нить. Лицевое и орнаментальное шитье XVI — начала XVIII века из собрания музея «Новый Иерусалим». М.: Голден-Би, 2013.

Данные об авторе

Заварина Екатерина Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
ORCID: 0000-0002-1806-9300;
Электронный адрес: zavarina.kat@yandex.ru.

Благодарности

Выражаю признательность сотрудникам Сергиево-Посадского музея заповедника, в частности зав. отделом филиала музея "Ризница ТСЛ" Галине Павловне Черкашиной.