Булычева Анна Валентиновна
Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко
Ссылка на статью:
Булычева А. В.
Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019.
Вып. 36. С. 112-130.
DOI:
10.15382/sturV201936.112-130
Аннотация
Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3–5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня — вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740–1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах — тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность повторения слов), специфика примененных полифонических приемов — позволяет предположить, что концерты были созданы именно как цикл.
Ключевые слова
русское барокко, партесный концерт, Василий Титов, Двунадесятые праздники, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника, канон, стретта
Список литературы
- Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42.
- Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 243–251.
- Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
- Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
- Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.
- Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 23–27.
- Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
- Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 145–154.
- Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
- Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 392–394.
- Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 / сост., ред. и вст. статья В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004.
- Gierasimowa I. Introduction // Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum / Ed. Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 7–30.
- Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 167–203.
Данные об авторе
Булычева Анна Валентиновна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).