/

Булычева Анна Валентиновна

Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко


Булычева А. В. Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 112-130.

DOI: 10.15382/sturV201936.112-130

Аннотация

Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3–5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня — вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740–1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах — тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность повторения слов), специфика примененных полифонических приемов — позволяет предположить, что концерты были созданы именно как цикл.

Ключевые слова

русское барокко, партесный концерт, Василий Титов, Двунадесятые праздники, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника, канон, стретта

Список литературы

  1. Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42.
  2. Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 243–251.
  3. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  4. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  5. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.
  6. Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 23–27.
  7. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
  8. Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 145–154.
  9. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  10. Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 392–394.
  11. Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 / сост., ред. и вст. статья В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004.
  12. Gierasimowa I. Introduction // Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum / Ed. Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 7–30.
  13. Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 167–203.

Данные об авторе

Булычева Анна Валентиновна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).