Кузнецова Наталия Сергеевна
Кивории римских церквей XII-XIII вв.: классификация и стилистика
Ссылка на статью:
Кузнецова Н. С.
Кивории римских церквей XII-XIII вв.: классификация и стилистика // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019.
Вып. 36. С. 31-47.
DOI:
10.15382/sturV201936.31-47
Аннотация
В статье рассматриваются кивории римских церквей XII–XIII вв., роль которых в формировании композиции интерьеров базилик чрезвычайно важна. Задачей работы стала, прежде всего, классификация форм кивориев и раскрытие их художественного значения для формирования пространства церковных интерьеров. До XII в. основной тип кивориев, распространенный на территории Рима и Лацио, имел завершение в виде простой четырехскатной сени, формы которой можно трактовать как образ балдахина, покрова. К этому типу относятся памятники из базилик Санта Кристина в Больсене и Сан Пьетро в Тускании. Существовали и кивории в виде прямоугольной в плане колоннады со скатной кровлей. Данный тип представлен одним примером — Сан Клементе ин Латерано. В XII в. последний снова получает распространение (например, в Кастель Сан Элиа), хотя более распространенными становятся кивории с башнеобразным завершением в виде восьмичастной колоннады и шатра (Сан Джорджо ин Велабро, Санти Джованни е Паоло в Ферентино, Санта Мария Ассунта в Ананьи и др.). В конце XIII в. появляется новый тип кивория готического стиля. Основные памятники были выполнены Арнольфо ди Камбио (Санта Чечилия ин Трастеве и Сан Паоло Фуори ле Мура) и Деодато да Косма (Санта Мария ин Космедин). Таким образом, в указанный период времени кивории трактовались как малые архитектурные формы, ориентированные на образы церковного строительства. Это формы центричного здания и средокрестия базилики. Возможно, влияние на композицию кивориев оказал облик храма Гроба Господня в Иерусалиме. Все эти характеристики определили образ алтарного пространства как выделенного в интерьере торжественного места, открытого для взглядов молящихся.
Ключевые слова
кивории, алтарное пространство, Рим, архитектура, скульптура, Средние века, Арнольфо ди Камбио, Деодато да Косма, Папская область, пресбитерий
Список литературы
- Беляев Л. А. Гроб Господень // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 13. С. 136–150.
- Брагина Л. М. Италия в Средние века и раннее Новое время V–XVII вв. М., 2017. С. 59–62, 139–144.
- Лаврентьева Е. С. Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 33–47.
- Матвеева Ю. Г. Ранневизантийский киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 9–30.
- Райли-Смит Дж. Изучение крестовых походов // История крестовых походов. М., 1998. С. 3–10.
- Стоянов Р. В. Антропоморфные надгробия в погребальной практике греков и варваров в VII–II вв. до н. э. // Российская археология. 2010. № 4. С. 37–38.
- Суриков И., Таруашвили Л. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. С. 97.
- Тарле Е. История Италии в Средние века. М., 2018. С. 68–91.
- Acconci A. S. Giovanni in Argentella presso Palombara Sabina. le testimonianze altomedievali. Il ciborio e l`aff resco dell`Adorazione della croce // Arte Medioevale. № 1. Milano, 1993. P. 15–41.
- Achille A. N. d`. Ciborio // Enciclopedia dell’Arte Medievale, 4. Roma, 1993. P. 718–735.
- Andrews F., Egger C. Pope, church, and city: essays in honour of Brenda M. Bolton. Leiden, 2004. P. 13–77.
- Beny R., Gunn P. Le chiese di Roma. Milano, 1982. P. 73.
- Blaaw S. de. Arnolfo’s high altar ciboria and Roman liturgical traditions’ in: Arnolfo’s Moment // Acts of an International Conference Florence. Villa I Tatti. May 26–27, 2006. Florence, 2009. P. 123–140.
- Blaauw. S. de. L`altare nelle chiese di Roma come centro di culto e della commitenza papale // Roma nell`alto medioevo. Atti delle Settimane di Studio. Spoleto, 2001. P. 969–990.
- Bogdanovic J. The Framing of Sacred Space: The Canopy and the Byzantine Church. Oxford, 2017. P. 10–12, 273–294.
- Capelli F. La Salaria e le Vie della Cultura Artistica nel Piceno Medievale // Farfa Abbazia Inperiale. Atti del convegno internazionale / R. Dondarini, ed. Verona, 2006. P. 267.
- Boyle L. O. P. Piccola guida di San Clemente, Roma. Roma, 1976. P. 22–23.
- Capanni F., Lilli G. Le cattedrali del Lazio. L'adeguamento liturgico delle chiese madri nella regione ecclesiastica del Lazio. Silvana, 2015. P. 264–272.
- Capitani C., Rezzi S. Architettura e giubileo a Roma e nel Lazio: gli interventi di restauro nel Lazio nel Piano per il grande giubileo del 2000. Vol. 3. Napoli, 2002. P. 15–18.
- Carbonara G. Alcune rifl essioni sul restauro della chiesa di San Giorgio in Velabro // Bollettino d’arte. La chiesa di San Giorgio in Velabro a Roma. Storia, documenti, testimonianze del restauro dopo l’attentato del luglio 1993. Roma, 2002. P. 2–3.
- Caretti C., Nicolai V. F. La Catacomba di S. Cristina a Bolsena. Roma, 1989. P. 15.
- Castelli M. La chiesa di S. Giorgio al Velabro // Bollettino della Commissione Archeologica Comunale di Roma. Roma, 1995. No. 96. P. 125–164.
- Cioffari G. Il Pellegrinaggio medievale alla Basilica di San Nicola a Bari. Bari, 2007. P. 39–40.
- Clausen P. C. Il tipo romano del ciborio con reliquie: questioni aperte sulla genesi e la funzione // Mededelingen van het Nederlands Instituut te Rome. 2001. Vol. 59. P. 229–249.
- Clausen P. C. Magistri Doctissimi Romani: die romische Marmorkunstler des Mittelaltres (Corpus Cosmatorum I). Stuttgart, 1987. P. 216.
- Farinelli R. I castelli nella Toscana delle «citta deboli». Dinamiche del popolamento e del potere rurale nella Toscana meridionale (secoli VII–XIV). Firenze, 2009. P. 35.
- Farnedi G., Luzzi M. Guida alle chiese di Roma: storia, art e architettura, celebrazioni liturgiche, culto dei santi e indulgenze particolari, visite guidate ed eventi religiosi. Piemme, 1999. P. 298.
- Gandolfo F. Scultura medievale in Abruzzo: l'età normanno-sveva. Carsa, 2004. P. 73–74.
- Gianandrea M. Gli arredi // Il Medioevo — Barbari, Cristiani, Musulmani, a cura di U. Ecco. Milano, 2010. P. 597.
- Gianandrea M. La scena del sacro: l'arredo liturgico nel basso Lazio tra XI e XIV secolo. Roma, 2006. P. 67–81.
- Guidobaldi F., Barsanti C. San Clemente. La scultura del VI secolo. Roma, 1992. P. 125.
- Grabar A. L`age d`or de Justinien de la mort Theodose a l`Islam. P., 1996. P. 303–306.
- Hulsen C. S. Agata dei Goti. P. Sansaini, 1924. P. 129, 138.
- Krouse, Dennis W., “Baldachino”, in An introductory dictionary of theology and religious studies / Orlando O. Espín, James B. Nickoloff eds., Liturgical Press, 2007. P. 110.
- Massimi G. La chiesa di S. Maria in Cosmedin. Rome, 1989. P. 27–28.
- Mengarelli C. La Cattedrale di Anagni nell’alto medioevo // Anagni Cristiana e il suo territorio dalla tarda antichità all’alto medioevo, a cura di Fiocchi. Roma, 2014. P. 123–126.
- Moskowitz A. F. Arnolfo, Non-Arnolfo. New (and some old) observations on the ciborium in S. Paolo fuori le mura // Gesta. Vol. 38. No. 1. Chicago, 1998. P. 88–102.
- Munoz A. Il restauro della basilica di S. Giorgio al Velabro in Roma. Roma: Società editrice d'arte illustrata, 1926.
- Pace V. Committenza benedittina a Roma: Il caso di San Paolo fuori le mura nel XIII secolo // Zeitschrift für Kunstgeschichte, 4. München; Berlin, 1991. P.181–191.
- Pace V. Il ciborio di Arnolfo a S. Cecilia. Una nota sul suo stato originario e sulla sua comitenza // Arte a Roma nel Medievo. Commitenza, ideologia e cultura fi gurativa in monumenti e libri. Naples, 2000. P. 141–142.
- Racheli A. M. Restauro a Roma. 1870–1990: architettura e citta. Marsilio, 1995. P. 186–188.
- Ragnhild M. The iconography of the Gothic cinorium in Rome, c. 1285–1370 // Medievalista online. 2008. № 4. URL: www.fcsh.unl.pt/iem/medievalista
- Ramieri A. M. Ferentino: dalle origini all'alto Medioevo. Ferentino, 1995. P. 201.
- San Pietro F. Memorie istoriche del sacro tempio, o sia Diaconia di San Giorgio in Velabro. N. Y., 2015. P. 45–50.
- Schettini F. La basilica di San Nicola di Bari. Laterza, 1967. P. 75–76.
- Schiappelli A. Il material Romano di reimpiego nella Chiesa di San Pietro a Tuscania // Periodico del centro di catalogazione dei Beni Culturali della Provincia di Viterbo, n. 14, luglio/dicembre, 1996. P. 29–30.
- Scungio E. Il ciborio di S. Paolo fuori le Mura. Osservazioni sulla decorazione interna // Arte Medievale, VI, 1. Roma, 2007. P. 85–104.
- Serra J. R. Tuscania: cultura ed espressione artistica di un centro medioevale. Roma, 1971. P. 74.
- Serra J. R. La Tuscia romana: Un territorio come esperienza d'arte: evoluzione urbanisticoarchitettonica. Roma, 1972. P. 164.
- Severino N. Il pavimento cosmatesco della cattedrale di Anagni. La storia, l'analisi, le nuove ipotesi. Roccasecca, 2012. P. 92–97.
- Spagnesi P. C. Santa Maria in Cosmedin a Roma: questioni di storiografi a architettonica medioevale // S. Maria in Cosmedin in Rome: on the historiography of Medieval architecture. Roma, 2011. P. 12.
- Tizi M. La Madinna della Vittoria. Iconologia delle rappresentazioni Medievali della Vergine // Tuscania Medioevo. Atti del VI Convegno sulla storia di Tuscania, a cura di Brachetti S. Tuscania, 2015. P. 187–188.
- Toesca P. Storia dell`arte italiana. Il Medioevo. Torino, 1927. P. 430.
- Vogel C. Medieval Liturgy: An Introduction to the Sources. Washington, 1986. P. 249–272.
- Wessel K. Ciborium // RBK. Stuttgart, 1973. Sp. 1058.
Данные об авторе
Кузнецова Наталия Сергеевна
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000-0001-5639-4174;
Электронный адрес: Natik.ne@mail.ru.