Гусейнова Зивар Махмудовна
Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского N 1)
Ссылка на статью:
Гусейнова З. М.
Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского N 1) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019.
Вып. 36. С. 97-111.
DOI:
10.15382/sturV201936.97-111
Аннотация
Русские музыкально-теоретические руководства сер. XVII в. содержат сведения об основных элементах системы пения. В этот период в знаменном распеве актуальным было исполнение по формулам — фитам и попевкам, объяснение которым давалось в соответствующих руководствах (фитниках и кокизниках). В рукописи Российской государственной библиотеки собрания В. Ф. Одоевского (фонд 210) № 1 этого времени представлены около 20 различных музыкально-теоретических руководств, в том числе восемь фитников; они в большинстве своем являются частью более крупных руководств. Анонимный автор кодекса не создает сводного фитника, ограничиваясь последовательным копированием списков более ранних руководств. В результате в репертуаре фит кодекса выявляется целый ряд повторяющихся формул, имеющих разночтения в начертаниях и особенно их распевах («разводах»). С точки зрения организации материала представление фит теоретически должно было включать показ фиты в рамках гласа, начертание формулы, ее название и развод. В действительности эта информация выглядит в списках далеко не полной: так, в фитниках может отсутствовать любой из названных компонентов, а разводы фит выписаны в нескольких певческих вариантах. В фитники в отдельных случаях введены сопроводительные ремарки, уточняющие музыкальную принадлежность распевов (например, «усольский», «монастырский») или особенности их начертания и образования (например, «фита трестрелная», «фита тихая без своду»). Строение фитных разводов основывается на музыкально-строчной, безтекстовой системе; количество строк в разводе колеблется от одной до четырех. Сложность фитного распева зависит не от особой мелизматической насыщенности, а от количества строк. В фитном пении сформировался репертуар устойчивых для каждого гласа строк, которые входили в развод многих формул. При этом сохранялся основной прием интонационного варьирования распевов, который может рассматриваться как ведущий в творчестве древнерусских мастеров пения.
Ключевые слова
рукопись, кодекс, музыкально-теоретическое руководство, фита, попевка, фитник, кокизник, развод, текст, структура, строка, интонация
Список литературы
- Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972
- Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
- Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
- Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго его знамени и пометы» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 7–54.
- Гусейнова З. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб., 2001.
- Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения http://www.rusland.spb.ru/zv_1_3b.htm
- Карастоянов, Божидар. Попевки и фиты в центонах знаменного роспева и их основные формулы. URL: http://znamen.ru/txt/k/p_f_cen.htm
- Кручинина А. Н., Швец Т. В. «Христос при дверех, жремая Пасха прииде…»: Чин умовения ног в древнерусской певческой традиции // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 186–215.
- Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л., 1925). URL.: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/.
- Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
- Рымко Г. А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. 17.00.02 — музыкальное искусство. М., 2014.
- Семенёнок И. А. К проблеме формулы в знаменном распеве // Музыка и время. 2017. № 5. С. 3–9.
- Серегина Н. С. Нотированная фита в стихире Епифанию Кипрскому из рукописи Троицкого писца Епифания // Преподобный Сергий Радонежский в русской культуре и искусстве: тезисы научных докладов международной научно-практической конференции / под ред. М. А. Сень, И. А. Чудиновой, А. А. Тимошенко. СПб., 2014. С. 11–12.
- Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974.
Данные об авторе
Гусейнова Зивар Махмудовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: зав. кафедрой истории русской музыки;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.