/

Никулина Елена Евгеньевна

Особенности влияния декоративно-прикладного искусства на иконопись Карелии XVII-XVIII веков


Никулина Е. Е. Особенности влияния декоративно-прикладного искусства на иконопись Карелии XVII-XVIII веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 48-60.

DOI: 10.15382/sturV201935.48-60

Аннотация

Данная статья посвящена стилистическому анализу карельских икон XVII–XVIII вв., в частности устойчивым типологическим моделям, которые использовали местные изографы в течение длительного культурно-исторического периода. Иконы создавались мастерами крестьянского происхождения, поэтому сакральное пространство культового предмета ими воспринималось как территория, где можно реализовать свои художественные ориентиры или предпочтения. Последние аспекты были тесно связаны с влиянием декоративно-прикладного и народного искусства, представлявшие дохристианский базис культуры. Если учесть, что этносы, проживающие на территории Карелии и близких к ней областей с древних времен, были носителями языческой культуры, то проникновение архаических элементов в пространство иконы было вполне обоснованным и логичным. Развитие данной темы в научном аспекте напрямую зависело от музейных реставрационных открытий. Только в 2000-х гг. с увеличением числа раскрытых произведений вопрос о влиянии народного искусства на иконопись края актуализировался. В широком спектре типологических моделей выделились такие типы, как лепестковая розетка и ель. Выявление значительного круга произведений позволило автору утвердить мысль об устойчивом существовании таких моделей в иконописи края и дальнейшей реализации «индивидуальных творческих концепций» изографов.

Ключевые слова

иконопись Карелии, приемы письма, народное искусство, вышивка, роспись по дереву, типологические модели, лепестковый цветок, ель

Список литературы

  1. Бусева-Давыдова И. Л. Народная икона: к определению предмета // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 9 (89). С. 6–20.
  2. Бусева-Давыдова И. Л. Парадоксы народной иконы // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 9 (99). С. 6–13.
  3. Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1981.
  4. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. № 4. С. 56–68.
  5. Ершов В. П. Ель — древо мертвых // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения — 2003». Режим доступа к ст.: ryabinin-2003/102.html (дата обращения 06.05.2019).
  6. Ершов В. П. Мои краснушки. Крестьянские иконы XVI–XX вв. Петрозаводск: Verso, 2010.
  7. Ершов В. П. Старообрядческая икона-примитив XVIII века «Архангел Михаил — воевода». Петрозаводск: КГПУ, 2008.
  8. Косменко А. П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  9. Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джаксон Т. М. Письменные известия о карелах. Петрозаводск: Карелия, 1990.
  10. Крохин В. А. Язычество, христианство и старообрядчество в древнерусском зодчестве // Кижский вестник: сборник статей / под. ред. И. В. Мельникова, В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. № 12. C. 232–275.
  11. Орфинский В. П. Культовое зодчество Сегозерья // Деревня Юккогуба и ее округа: сборник статей / отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 91–126.
  12. Отписка воеводы Фёдора Волконского о построении Олонца // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археологическою комиссией. СПб., 1848. Т. 3. С. 225.
  13. Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в XVI–XVII вв. М.; Л.: Академия наук СССР, 1951.
  14. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М.: Наука, 1967.
  15. Платонов В. Г. Местный ряд иконостаса часовни Успения Пресвятой Богородицы в деревне Васильево на острове Кижи и некоторые вопросы развития иконописи Заонежья конца XVII — начала XVIII века // Кижский вестник: сб. статей / под. ред. И. В. Мельникова, В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. № 12. C. 179–187.
  16. Пуцко В. Г. Храмовая икона Преображенской церкви Кижского погоста // Там же. C. 188–200.
  17. Реформатская М. В. Северные письма. М.: Искусство, 1968.
  18. Цодикович В. К. Семантика иконы Александра Ошевенского конца XVI в. каргопольских писем // Памятники культуры. Новые открытия 2001: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / ред. и автор предисл. Б. В. Раушенбах и др. 2002. № 25. С. 195–200.
  19. Ямщиков С. В., Попова М. В. Живопись древней Карелии: альбом. Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966.

Данные об авторе

Никулина Елена Евгеньевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Петрозаводская Государственная консерватория имени А.К. Глазунова; Российская Федерация, 185031, г. Петрозаводск, Ленинградская, 16;
Должность: ученый секретарь, доцент кафедры гуманитарных дисциплин;
ORCID: 0000-0002-8817-5563;
Электронный адрес: lennikulin@yandex.ru.