/

Абдоков Юрий Борисович

У истоков поэтики оркестра


Абдоков Ю. Б. У истоков поэтики оркестра // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 181-207.

DOI: 10.15382/sturV201935.181-207

Аннотация

Статья посвящена анализу природы понимания оркестрового письма. Обосновывается морфологическая взаимосвязь между художественной практикой и теорией оркестровки как неотъемлемой части процесса сочинения музыки в контексте христианского понимания стилевой этимологии в искусстве. Подчеркивается знаково-семиологический характер оркестрового языка как одного из наиболее совершенных выразителей эстетических и метафизических идей. Методология анализа основывается на рассмотрении искусства оркестровки в контексте широкого спектра профессионально-композиторских и историко-эстетических, философских и религиозных проблем. Опровергается приоритет линейно-эволюционистского подхода в изучении развития оркестровки. Аргументируется недостаточность исключительно инструментоведческих, формально-техницистских оценок важнейших факторов оркестрового стилеобразования. Намечаются способы адекватного научного постижения оркестровой лексики в широком историко-стилевом измерении, с учетом достижений современной исполнительской практики, включая историческую (аутентичную). Впервые формулируются основополагающие категории оркестровой поэтики: логика пространственно-перспективного мышления, тембровое дление, текстурная пластика, колористическая драматургия, оркестровая тектоника, тембровая «оптика», метафоро-символическая онтология оркестра. Поэтический базис оркестрового письма интерпретируется как интегральное единство универсальных (общезначимых) и частных (авторских) эстетических категорий, из которых формируется стиль эпохи, а также поэтическое своеобразие отдельных художественных направлений и авторов. Поэтика оркестрового письма рассматривается как фундаментальная основа современной науки об оркестре, главным принципом которой является извлечение аналитического инструментария из конкретных (анализируемых) художественных артефактов, а не из общеупотребимых, унифицированных схем.

Ключевые слова

оркестр, поэтика, оркестровка, теория оркестрового письма, оркестровый стиль, инструментоведение, эволюция, стилевая диагностика

Список литературы

  1. Адамович Г. Литературные беседы. (Звено: 1923–1928). М.: Дмитрий Сечин, 2015.
  2. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. С. Грохотова. М.: Издательский дом Классика–XXI, 2005.
  3. Арнонкур Н. Музыка барокко: Путь к новому пониманию / пер. с нем. О. Коваль. М.: РИПОЛ классик, 2019.
  4. Бахтин М. Автор и герой в эстетическом событии. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1970.
  6. Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916 / пер. с нем. В. А. Суровцева. М.: Канон, 2015.
  7. Гессе Г. Игра в бисер / пер. с нем. С. Апта. СПб.: Амфора, 1999.
  8. Заболоцкий Н. Мысль — Образ — Музыка // Метаморфозы. Николай Заболоцкий. М.: ОГИ, 2014.
  9. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа / пер. с фр. И. Кузнецовой. СПб.: Симпозиум, 1999.
  10. Карс А. История оркестровки / пер. с англ. Е. Ленивцева, В. Фермана, Н. Корндорфа. М.: Музыка, 1990.
  11. Метнер Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. СПб: Алетейя, 2019.
  12. Паустовский К. Во глубине России. М.: Книжный Клуб Книговек, 2017.
  13. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2017.
  14. Фаулз Дж. Аристос / Пер. с англ. И. Бессмертной. М.: АСТ, 2006.
  15. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня / пер. с нидерландского Д. Сильвестрова. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
  16. Шпенглер О. Закат Европы. Т. I / пер. с нем. К. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.
  17. Юнгер Э. Излучения. Кирххорстские листки. 1944–1945 / пер. с нем. Н. Гучинской. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  18. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1965–1970 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
  19. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1971–1980 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
  20. Coerne L. The Evolution of Modern Orchestration. N. Y.: The Macmillan Company, 1908.
  21. Gardiner J. E. Васh: music in the castle of heaven. N. Y.: Vintage Books. A Division of Random House LLC, 2015.
  22. Harnoncourt N. «… es ging immer um Musik»: eine Rückschau in Gesprächen. Residenz Verlag, 2014.
  23. Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009.
  24. Harnoncourt N. Töne sind höhere Worte: Gespräche über romantische Musik. Residenz Verlag, 2007.

Данные об авторе

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.