/

Григорьев Юрий Алексеевич; Григорьева Вероника Юрьевна

Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева


Григорьев Ю. А., Григорьева В. Ю. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111-133.

DOI: 10.15382/sturV201934.111-133

Аннотация

Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. В настоящее время многие исследователи придерживаются точки зрения о тверском происхождении «опекаловского» роспева, связывая его с Опекалово-Вознесенским монастырем. Новонайденные крюковые списки «опекаловских» песнопений заставляют пересмотреть устоявшееся мнение: они содержат сведения, которые указывают на создание и бытование этих песнопений в среде московских мастеропевцев. Главным аргументом в пользу новой версии является указание автора «опекаловского» песнопения «Придете ублажим Иосифа» — это «Леонтий диякон». Этот мастеропевец известен в истории древнерусского церковного пения как творец одной из систем киноварных помет. Другие архивные материалы свидетельствуют о его знакомстве с попом Лукой из московской церкви Николы Явленного у Арбатских ворот. Позднее Леонтий принял иноческий постриг в Ярославском Толгском монастыре, поэтому его имя не попало в перечень роспевщиков «Сказания о зарембах». Особенности нотации, системы киноварных помет в крюковых списках «Придете ублажим Иосифа», а также палеографические особенности содержащих их рукописей указывают на время создания «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» — это 2-я треть — сер. XVII в.

Ключевые слова

«опекаловский» роспев, мастеропевец Леонтий, «Придете ублажим Иосифа», киноварные пометы, система помет, древнерусские песнопения, знаменный роспев

Список литературы

  1. Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1979. С. 196–204.
  2. Безуглова И. Ф. «Достойно есть» Опекаловского роспева // ТОДРЛ. Л., 1981. С. 308–319.
  3. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. I, II. М., 2005.
  4. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись.
  5. Григорьева В. Ю. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 76–95.
  6. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 1-е изд.: СПб., 1995.
  7. Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: именование и бытование // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Вып. 1 (19), март 2005. C. 80–91.
  8. Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. Вып. 537, 618.
  9. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897.
  10. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв. Школы, центры, мастера. Свердловск, 1991.
  11. Парфентьев Н. П. Малоизвестные мастера Московской школы церковно-певческого искусства XVI–XVII веков // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского): Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 г.: сб. статей (Гимнология. Вып. 6). М., 2011. С. 191–202.
  12. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007.
  13. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Вып. 2. М., 1868.
  14. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  15. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. Вып. 2. М.; Л., 1928.
  16. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар, 2003.
  17. Шек А. В. Знаки «чашка полная» и «крюк с облачком» в певческих рукописях и теоретических руководствах по знаменной нотации XV–XVI веков // Богословский вестник. 2008–2009. № 8–9. С. 376–380.

Данные об авторе

Григорьев Юрий Алексеевич


Место работы: Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции; Российская Федерация, 105082 г. Москва, Бакунинская ул., д. 83, стр. 3;
Должность: руководитель хора;
ORCID: 0000-0003-1826-359X;
Электронный адрес: dagdanilog@gmail.com.

Григорьева Вероника Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры регентования;
ORCID: 0000-0002-0934-792X;
Электронный адрес: veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru.