/

Старикова Ирина Владимировна

Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования


Старикова И. В. Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 25-36.

DOI: 10.15382/sturV201934.25-36

Аннотация

В статье представлен опыт сравнительного анализа мелизматических формул в византийской и древнерусской певческих традициях. В отличие от силлабических и силлабо-невматических мелодических формул, древнерусские фиты и аналогичные им византийские тематизмосы (или «большие ипостаси») специально не исследовались. В статье рассматриваются два примера параллельных преобразований подобных формул в одних и тех же песнопениях в византийской и древнерусской певческой гимнографии. Первый пример относится к древнерусской мелодической формуле — фите «хабува» по рукописям ΧΙΙ–ΧVII вв. По всей вероятности, в древнерусской традиции ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. эта формула в комплексе рассмотренных песнопений была близка соответствующей ей мелизматической формуле из словаря византийского мелоса. К кон. ΧV в., когда окончательно сложилась новая графическая редакция знаменного распева, обусловленная, вероятно, изменением и его мелодического содержания, на основе этой архаичной формулы сложились две новые, фита и лицо, различавшиеся по своему мелодическому содержанию. В текстовом содержании древнерусской мелизматической формулы «хабува» на протяжении нескольких веков также обнаруживаются изменения. Другой пример сравнения одних и тех же песнопений в древнерусской и византийской традициях позволяет полагать, что необычная по мелодическому содержанию «фита со змиицей» могла быть связана по происхождению с другим знаком, имеющим графическое сходство с «тематизмосом» — «фторой», указывающей на изменение ладового содержания гласа. Рассмотренные примеры свидетельствуют о принципиальном значении компаративных исследований византийско-русских певческих связей, которые вполне могут помочь объяснить некоторые необычные явления в знаменной семиографии.

Ключевые слова

мелизматические формулы, византийско-русские связи, фита, лицо, тематизмос, большие ипостаси, Стихирарь, Ирмологий

Список литературы

  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  2. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. 1917. Т. 3.
  3. Музыкальная эстетика России ΧΙ–ΧVIII веков / сост. текстов, пер. и общая вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  4. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1866–1868.
  5. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  6. Тутолмина С. Н. Русско-греческие параллели в певческих Триодях // Греко-русские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского / сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. М.; СПб., 2008. С. 77–79.
  7. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII вв. (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. ... канд. иск. М., 1996.
  8. Αναστασίου Γ. Τα κρατήματα στην ψαλτική τέχνη. Αθήνα, 2005.
  9. Floros C. Universale Neumenkunde. Band 1: Entziff erung der ältesten byzantinischen Neumenschriften und der altslavischen sematischen Notation. Bärenreiter, Kassel, 1970. S. 252–281.
  10. Στάθης Γ. Η εξήγησις της παλαιάς Βυζαντινής σημειογραφίας. Αθήνα, 1978.

Данные об авторе

Старикова Ирина Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского; Российская Федерация, Москва, 125009, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9962-1872;
Электронный адрес: ivstarikova@gmail.com.