/

Зюзева Светлана Геннадиевна

Серебряная икона «Благовещение» XVI века. Работа западного мастера в Москве


Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI века. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 37-48.

DOI: 10.15382/sturV201934.37-48

Аннотация

Статья посвящена первому всестороннему исследованию чеканной иконы «Благовещение» из Музеев Московского Кремля. Икона, происходящая из Преображенского собора Соловецкого монастыря, имеет исключительное значение в истории ювелирного искусства Москвы XVI в. и изучении работы западноевропейских мастеров в кремлевских мастерских.Найденные нами многочисленные иконографические и стилистические аналогии в европейском искусстве Италии и Священной Римской империи германской нации кон. XV — сер. XVI в., а также технико-технологические особенности исполнения иконы убедительно свидетельствуют о работе мастеров из этих регионов над произведением. Ближайшие аналогии в ювелирном искусстве Москвы 80–90-х гг. XVI в., прежде всего, ковчег царицы Ирины Годуновой, датируемый 1589 г., позволили нам уточнить атрибуцию иконы, прежде считавшейся произведением XVII в. Анализ иконографической программы гравированных изображений на полях иконы также подтверждает связь с придворным заказом. Вторая полностью чеканная икона «Благовещение» схожего размера находилась в придворном царском храме — Благовещенском соборе Московского Кремля. По нашему мнению, обе иконы, имевшие близкое декоративное решение, могли быть исполнены в одно время, одним мастером.

Ключевые слова

европейские мастера, кремлевские мастерские, XVI век, ювелирные техники, Московский двор, иконы

Список литературы

  1. Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016.
  2. Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  3. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 окт. 2008. С. 289–304.
  4. Декоративно-прикладное искусство Новгорода XVI–XVII вв. М., 2008.
  5. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 нояб. 2005 г. / ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 443–455.
  6. Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI в. // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 106–118.
  7. Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. C. 78–95.
  8. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV– начала XX века: каталог. М., 2016.
  9. Книга отводная церквей и ризницы Соловецкого монастыря новому ризничему Сильвестру (1765 г.?) (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Рук-1410).
  10. Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков: каталог. М., 2002.
  11. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / Отв. ред. Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 318–335.
  12. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005.
  13. Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771–1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90).
  14. Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля 1721 года. М., 2018.
  15. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки. М., 2003.
  16. Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., БуксМАрт, 2014. Кн. 2. С. 282–297.
  17. Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382–408.
  18. Hoch Renaissance imVatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste I 1503–1534 / Kunst- und Ausstelungshalle der Bundesrepublik; Vatikanische Museen, Biblioteca Apostolica Vaticana. S. 1., 1999.
  19. Mosco M., Casazza O. The Museo degli Argenti. Collections and Collectors, 2004.
  20. The Illustrated Bartsch 20 (Part 1) German Masters of the Sixteenth Century. Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts / еd. by S. Peters. N. Y. The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400–1600 / еd. by B. Paolozzi Strozzi and M. Bormand, 2013.

Данные об авторе

Зюзева Светлана Геннадиевна


Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.