/

Казанцева Дарья Васильевна

Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции


Казанцева Д. В. Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 85-110.

DOI: 10.15382/sturV201934.85-110

Аннотация

Митрополит Филипп — одна из значимых фигур в истории Русской Церкви, становление агиографического комплекса которому до сих пор оставляет много вопросов. В настоящей статье затрагиваются проблемы, связанные с датой канонизации святителя, историей сложения жития, времени составления службы и ее певческого воплощения. В настоящее время исследователями установлено, что певческие списки службы митрополиту Филиппу появляются в сер. XVII в. и представлены несколькими редакциями — ранней и поздней московскими, а также соловецкой. Основной материал статьи посвящен рассмотрению поэтики гимнографического и музыкального текстов стихиры по 50-м псалме и славников службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции по вновь найденному раздельноречному списку 1661 г. из Государственного архива в г. Тобольске. Исследование структурной организации литургического текста основано на методике анализа изоколических структур Р. Пиккио. Анализ музыкального текста опирается на положения поэтики древнерусского певческого искусства и риторики, сложившиеся в отечественной музыкальной медиевистике. В ходе рассмотрения структур вербального и музыкального компонентов анализируемых песнопений были установлены принципы их корреляции на уровне композиционных структур и риторических приемов. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что данная редакция является авторской и представляет собой образец оригинального гимнотворчества иноков Соловецкого монастыря.

Ключевые слова

митрополит Филипп, знаменный распев, гимнографический текст, поэтика, попевка, редакции, текстология

Список литературы

  1. Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство: (Музыкальная организация знаменного роспева). Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 1983.
  2. Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя: в 7 т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. Т. 4. С. 645–792.
  3. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001.
  4. Дергачева-Скоп Е. И., Ромодановская Е. К. Собрание рукописных книг Государственного архива Тюменской области в Тобольске // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1975. С. 121–122.
  5. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи XVII–XX веков Государственного архива в г. Тобольске: каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016.
  6. Казанцева Т. Г. Соловецкий Стихирарь из фондов Государственного архива в г. Тобольске: к вопросу о личности писца // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв. Новосибирск, 2016. С. 3–20. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 35).
  7. Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Наука, 2010. С. 337–360.
  8. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. статей / Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 46–150.
  9. Кручинина А. Н. Песнопения равноапостольному великому князю Владимиру в русской певческой книжности XVI–XIX веков (источниковедение, текстология, поэтика) // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 5: По материалам конференции «Бражниковские чтения» 2008–2009 гг. СПб., 2011. С. 140–170.
  10. Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  11. Лозовая И. Е. Словесно-музыкальная композиция песнопений и риторическая традиция // Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис. … канд. искусствоведения. М., 1984. С. 26–40.
  12. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI–XVII вв.: учеб. пособие. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015.
  13. Певческие книги выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. 1).
  14. Певческие рукописи XVII–XIX веков: Каталог / Автор-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В.
  15. Зюзин Н. А. Попкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001 (Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20).
  16. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / Отв. ред. Н. Н. Запольская, В. В. Калугин; ред. М.М. Сокольская. М.: Знак, 2003 (Studia Philologica).
  17. Потемкина Н. А. Нотированные рукописи музейского собрания Государственного исторического музея (ГИМ). Рукопись.
  18. Пуцко В. Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море». 2007. № 6. URL: http://solovki.info/?action=archive&id=383 (дата обращения: 15.09.2016).
  19. Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба святому в источниках XVII–XVIII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб.: РНБ, 1997. Вып. 4. С. 7–18.
  20. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
  21. Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции) / сост. Н. В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 14–33.
  22. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви, 2008.
  23. Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике / сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000.
  24. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859.
  25. Шеховцова И. П. Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций 1991, 1993, 1994 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 8–33.

Данные об авторе

Казанцева Дарья Васильевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Новосибирская государственная консерватория ми. М.И. Глинки; Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31;
ORCID: 0000-0002-7030-0960;
Электронный адрес: dariaveretennikova@rambler.ru.