/

Рашкович Анна Драгославовна

Фитные формулы в двух сербских минеях XIV в. и их связь с русскими стихирарями XVI–XIX вв.


Рашкович А. Д. Фитные формулы в двух сербских минеях XIV в. и их связь с русскими стихирарями XVI–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 71-84.

DOI: 10.15382/sturV201934.71-84

Аннотация

Фитные формулы в сербских минеях ранней иерусалимской традиции до сих пор не были предметом исследования. В данной статье рассматриваются три текстовых фрагмента из трех самогласных стихир, снабженные фитными комплексами, которые мы обнаружили в двух сербских минеях XIV в. в рамках служб свтт. Савве и Арсению Сербским. Данные фрагменты сначала вставлены в контекст других южнославянских рукописей, в которых находятся похожие или одинаковые фитные комплексы. Потом они подвергаются диахронному сопоставительному анализу в двух сербских минеях XIV в., семи афонских сербско-греческих стихирарях XIV, XVIII и XIX вв. и 24 русских стихирарях XVI–XIX вв. Результат анализа показывает музыкальное родство сербских миней и русских стихирарей на уровне присутствия фиты в одинаковых текстовых фрагментах. В сербско-греческих стихирарях в данных фрагментах эта связь отсутствует. Аналогии между сербскими минеями и русскими стихирарями могут указывать на перенесение не только сербских гимнографических текстов на Русь во время длительного процесса принятия Иерусалимского Устава и связанной с ним литургической реформой в Русской Православной Церкви, но и архаических версий их распева, который в древнерусском церковно-певческом искусстве получил дальнейшее развитие, став частью русской музыкальной традиции.

Ключевые слова

фита, фитный комплекс, фитная формула, знаменная нотация, минея, стихирарь, стихира

Список литературы

  1. Богдановић Д. Најстарија служба Светом Сави. Београд, 1980.
  2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  4. Јаковљевић А. Најстарији неумски запис стихире у част Светог Саве // Осам векова Студенице / Еп. Жички Стефан, А. Јефтић, Д. Кашић, сост. Београд, 1986. С. 215–218.
  5. Јаковљевић А. Антологија са неумама из доба кнеза и деспота Стефана Лазаревића / Крушевац, 2004.
  6. Ключ разумения Тихона Макарьевского / Исследование памятника и расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягина. М.; СПб., 2015.
  7. Кожухаров С. Нотни начертания в Орбелския Триод — средно-български книжовен паметник от XIII в. // Български език. Т. 24. Књ. 4. София, 1974. С. 324–343.
  8. Кожухаров С. Палеографски проблеми на Θ нотацията в среднебългарските ръкописи от 12–13 век // Славянска палеография и дипломатика. Доклади и съобщения. София, 1980. С. 228–246.
  9. Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 2. С. 72–80.
  10. Пентковский А. М. Славянское богослужение и церковные организации в сербских землях в X–XII веке // Владар, монах и светитељ Стефан Немања — Преподобни Симеон
  11. Мироточиви и српска историја и култура (1113–1216). Београд, 2018. С. 43–69.
  12. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI–XV вв): дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2008.
  13. Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872.
  14. Рашковић А. Последовања српским светима у руским богослужбеним рукописима XV–XIX века као један аспекат руско-српских културних веза // Очување рукописног и старог штампаног наслеђа Југоисточне Европе — идентитетска истраживања / В. Вукашиновић, сост. Београд, 2017. С. 48–62.
  15. Смирнов С. Н. Сербские святые в русских рукописях // Юбилейный сборник русского археологического общества в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161–264.
  16. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894.
  17. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  18. Тутолмина С. Н. Фитные начертания в ненотированных Триодях (по материалам сербских и болгарских рукописей XII–XIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 1 (2). С. 15–30.

Данные об авторе

Рашкович Анна Драгославовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Белградский университет; Сербия, 11000, Белград, Мии Ковачевича, 11б;
Должность: докторант на православном богословском факультете;
Электронный адрес: a.rashkovich@gmail.com.