/

Тюрина Ольга Владимировна

Особенности мелодической формульности в Евангельских Стихирах большого роспева


Тюрина О. В. Особенности мелодической формульности в Евангельских Стихирах большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 49-70.

DOI: 10.15382/sturV201934.49-70

Аннотация

Статья посвящена мелодическим формулам большого роспева, одного из певческих стилей Древней Руси. Древнейшим и одним из главных памятников большого роспева является цикл Евангельских Стихир, пространный мелос которых построен преимущественно на основе мелизматических формул — лиц и фит. На протяжении нескольких лет автором статьи ведется работа по составлению «Кокизника Евангельских Стихир», в котором будут собраны все мелизматические формулы цикла с их нотной расшифровкой и вариантами тайнозамкненных начертаний по разным спискам. В представленной статье автором избраны несколько включенных в состав «Кокизника» мелодических оборотов, показавшихся наиболее интересными с той или иной точки зрения. Проведен детальный анализ этих мелодических строк с привлечением разных источников — как поздних пометных списков «дробнознаменной» редакции Евангельских Стихир XVII в., так и списков более ранних «тайнозамкненных» графических версий XV — 3-й четв. XVI в., использованных для сравнения вариантов их тайнозамкненных начертаний. В ходе анализа выявлены и описаны мелодико-ритмические, ладовые и композиционные особенности: нетрадиционный способ применения и записи звукорядной модуляции («странного голоса»); появление в песнопении попевок из гласового словаря неродственных гласов, которое можно рассматривать как явление, сходное с ладовой модуляцией в византийской традиции; включение в распевы песнопений длинных «составных» мелодических строк, скомпонованных из фрагментов нескольких известных знаменных формул; а также влияние на мелос большого роспева смежных певческих стилей (а именно путевого роспева). Все эти особенности помогают создать неповторимый облик песнопений большого роспева.

Ключевые слова

древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, большой роспев, путевой роспев, знаменная нотация, мелодические формулы, попевки, модуляция, странный голос, мелизматические стили пения

Список литературы

  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  2. Григорьев Е. Пособие по изучению церковнаго пения и чтения. Рига, 2001.
  3. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). М., 2011. (Гимнология; Вып. 6). С. 344–359.
  4. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев. Дис. … канд. иск. М., 2010.
  5. Тюрина О. В. Стихиры Евангельские. Новый взгляд на исторический путь развития цикла и соотношение редакций // «Иду в неведомый мне путь». Памяти Елены Филипповой. М., 2006. С. 53–61. (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 55).
  6. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад. М., 2008. (Гимнология; Вып. 5). С. 171–176.
  7. Федор Крестьянин. Стихиры / Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  8. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. иск. М., 1996.

Данные об авторе

Тюрина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.