/

Монахиня София (Вашевко О. Д.)

Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря


Вашевко О. Д. Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 45-61.

DOI: 10.15382/sturV201933.45-61

Аннотация

В статье дана попытка анализа росписи северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и ее тематическо-богословского содержания. Приводится описание иконографической программы в соответствии с регистровыми членениями архитектурного объема. Тематический подбор сюжетов дает подробный богословский комментарий священнодействию проскомидии. Источники происхождения сцен лежат в области Священного Писания и являют собой вероучительный, исторический и экзегетический ряд относительно формирования и святоотеческого понимания чина проскомидии. В статье обозначаются смысловые связи содержания сюжетов и их композиционного строя. В верхнем регистре Жертвоприношение Авраама сопоставляется с изображением Пресвятой Троицы. Средний регистр содержит подборку библейских сцен из Ветхого и Нового Заветов. Нижний регистр представлен фигурами святых, часть из которых атрибутированы. Иконографическая программа анализируется в соотношении с основами христианского вероучения и традициями литургической практики, приводится богословская интерпретация содержания росписи. Часть сюжетов призвана пояснить догматическое значение совершающегося в северной апсиде священнодействия. Часть сюжетов показывает историческое развитие и традицию принесения Богу жертвы и Даров. Некоторые изображения святых связаны с чинопоследованием текстологически. Их имена упоминаются в ходе совершения проскомидии, поэтому они появляются в росписи жертвенника. В статье оговариваются письменные источники, искусствоведческие аналоги и богослужебные особенности, лежащие в основе формирования сюжетов. Посвящение росписи северной апсиды темам Искупления, жертвоприношения, приготовления Даров исключительный для начала XIV в. факт. Приготовление Агнца комментируется в библейско-историческом, символическом, прообразовательном, текстологическом ракурсах. Изучение росписи по принципу богословского анализа позволило обозначить влияние христианского вероучения и литургической практики на монументальное искусство Древней Руси. Исследование показало, что искусствоведческие особенности памятника сформировались в первую очередь под влиянием христианского вероучения и богослужебной практики. При этом особенности подбора некоторых сюжетов указывают их опору на богослужебную традицию, распространенную в Новгороде, в юрисдикцию которого входил Псков. К XIV в. завершается богослужебное формирование чина проскомидии, и в Снетогорском соборе мы встречаемся с наиболее ранней богословско-художественной интерпретацией этого священнодействия в древнерусском искусстве.

Ключевые слова

проскомидия, жертвенник, северная апсида, Агнец, Евхаристия, прообраз, иконографическая программа, чинопоследование, фреска, сюжет, литургический контекст, богословское значение

Список литературы

  1. Августин, блж. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским. URL: http://www.orthlib.ru/Augustine/2emm.html
  2. Ветелев А. А. Выдержка из статьи «Богословское содержание иконы Святая Троица преподобного Андрея Рублева» // Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989. С. 124–128.
  3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323
  4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Коляда В., иерей. Образ Неопалимой Купины в творениях святых Отцов. URL: http://217.23.115.9/article/161.html#sl5
  6. Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.: Северный паломник, 2004.
  7. Муретов С. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV в. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Сентябрь. С. 485–528.
  8. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва папы Римского, 2003.
  9. Сарабьянов В. Д. Патрональные и ктиторские изображения во фресках собора Снетогорского монастыря. Опыт реконструкции // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В. В. Седова: Материалы 54-го заседания. Псков, 2009. С. 151–163.
  10. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / И. Дмитревский, сост. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 375–424.
  11. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  12. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: Скит, 1993.
  13. Хью Уайбру. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2000.
  14. Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»), близ Новгорода // ДРИ: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С.
  15. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001.

Данные об авторе

Монахиня София (Вашевко О. Д.)


Место работы: Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы; Российская Федерация, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1;
ORCID: 0000-0001-7819-320X;
Электронный адрес: inparaskeva@rambler.ru.

Благодарности

Выражаю благодарность Елене Олеговне Новиковой, - научному руководителю дипломной работы, в рамках которой статья была подготовлена. Её поддержка, комментарии и консультации укрепляли надежду в плодотворном исследовании выбранной темы.Сердечную признательность выражаю приснопамятному Владимиру Дмитриевичу Сарабьянову. Благодаря его монографиям и многолетним реставрационным трудам, древнерусские памятники все более и более открываются современникам как живые свидетельства религиозного и культурного менталитета наших предков. Этот неравнодушный человек охотно делился опытом своих исследований и знаний, прививая собеседникам любовь и понимание древнерусской культуры.