Статья посвящена жанровым особенностям и своеобразию музыкально-композиционного решения произведения Р. К. Щедрина «Запечатленный ангел», с подзаголовком «русская литургия», не имеющим непосредственного отношения к богослужению, так как здесь отсутствует чинопоследование Божественной литургии. Однако литургическая идея лежит в основе музыкально-художественной концепции этого произведения, связывая в единое целое сакральную сущность богослужения Литургии, глубинный смысл повести Н. С. Лескова и содержание использованных композитором словесных текстов богослужебных песнопений, относящихся преимущественно к периоду Великого поста. Цель статьи — определить сущность музыкально-художественного замысла композитора, выраженного в жанровом подзаголовке произведения — русская литургия. Методология работы включает в себя междисциплинарный подход к изучению духовно-музыкального произведения с использованием положений и терминологии литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения.Смысл жанрового наименования «Запечатленного ангела» — русская литургия — исключительно метафорический, свидетельствующий о масштабности замысла, глубине воплощения композитором духовно-нравственной тематики, а также о наличии в композиционном последовании произведения некоторых аллюзий на богослужение литургии. Как произведение, относящееся к нетрадиционным жанрам русской духовной музыки, «Запечатленный ангел» отличается своеобразием композиционного построения, подбора и преподнесения канонических и внебогослужебных текстов, воплощением сакрального содержания в гармоничном соединении сферы внеличностного с индивидуальнотворческим мышлением автора, широким использованием приемов современной композиторской техники.
литургическая идея, духовная музыка, нетрадиционные жанры, богослужение, великопостные песнопения, повести Н. С. Лескова, аллюзия, старообрядцы