/

Шеко Екатерина Дмитриевна

Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму


Шеко Е. Д. Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 112-131.

DOI: 10.15382/sturV201832.112-131

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития церковного искусства в ХХ в., главным образом в 1920–30-е гг. В эти годы после массированных разрушений Первой мировой войны в Европе возникла необходимость реконструкции и строительства большого количества новых храмов. Религиозная и художественная чуткость той эпохи требовала от проектов новых католических церквей определенного набора декоративных элементов, даже если их архитектура была простой и функциональной. Однако в проектах воссоздания церквей в 1920-е гг. стали все чаще предлагаться варианты обновления материалов и конструкций с очевидными признаками новаторских решений — с точки зрения плана, формообразования поверхностей, используемых технологий. Основным инновационным материалом стал бетон, широко использовавшийся как для строительства новых храмов, так и для их украшения. В Бельгии в 20-х гг. впервые возникает модернизм как архитектурный стиль, который затем получает широкое развитие в мировом масштабе в 30-е гг. в конкуренции со стилем Art-Déco. Модернизм, в отличие от Art-Déco, поворачивается спиной к архитектурным традициям прошлого, отвергает любые украшения и уделяет основное внимание обеспечению функции здания. Именно эти характеристики сделали архитектуру модернизма востребованной сторонниками «литургического движения» в Католической Церкви в ХХ в.

Ключевые слова

церковная архитектура, история искусства, стиль Art-Déco, декоративное искусство, скульптура, интерьер, модернизм, Католическая Церковь, литургическое движение

Список литературы

  1. Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ веке. Христианская Россия. 2005. С. 46.
  2. Документы II Ватиканского собора. М., 2004.
  3. Cappronnier J-С. L’art sacré entre les deux guerres: aspects de la Première Reconstruction en Picardie // In Situ. Revue des patrimoines. 12/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  4. Cordeiro P. Sacraal beton. De Sint-Augustinuskerk te Vorst // M&L, 13, 3. 1994. Р. 41–56.
  5. Culot М. D. Les frères Perret: l’oeuvre complète. Paris: Institut français d’architecture, Ed. Norma, 2000.
  6. Culot М. D. Archives d’architecture moderne. Bruxelles: AAM, 1999.
  7. Dumoulin A. Reconnaître Paris d'église en église. Paris, France: Massin, 2008.
  8. Dupré C. Notre-Dame-du-Travail (Paris), une église au tournant du XIXe siècle et du XXe siècle // In Situ. Revue des patrimoines. 11/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  9. Frémaux C. La construction d’églises dans la seconde moitié du XXe siècle: une aff aire d’État? De Georges Clémenceau à Jacques Chirac: l’Etat et la pratique de la loi de séparation. Villeneuved’Ascq: CEGES-IRHiS, Université Lille, 2008.
  10. Lambrichs A. Religieuze Art Deco. Art Deco architectuur. Brussel 1920–1930 (Catalogue d’exposition), Archives d’Architecture Moderne, Bruxelles, 1996.
  11. Spapens C. L'église Sainte-Suzanne à Schaerbeek. CIDEP, 2003.
  12. Travaux du Centre national des constructions d’églises (CNCE). Rapport général présenté à l’Épiscopat «Pour une politique d’équipement religieux», février 1970.

Данные об авторе

Шеко Екатерина Дмитриевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: зав. кафедрой иконописи;
ORCID: 0000-0001-8976-8814;
Электронный адрес: katja_sheko@mail.ru.