/

Гатовская Евгения Евгеньевна

Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова


Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83-101.

DOI: 10.15382/sturV201831.83-101

Аннотация

Настоящая статья посвящена рефренным формам в недавно введенных в научный обиход четырехголосных концертах выдающегося мастера партесного стиля Василия Титова. Материалом являются три концерта, два из которых — «Цвете неувядаемый» и «В кимвалех устнами чистыми» — посвящены Божией Матери, в третьем концерте — «О како беззаконное сонмище» — раскрываются трагические события Великой Пятницы. Формы с рефреном, широко распространенные в западноевропейской музыке с кон. XVI в., получили претворение и в творчестве русских композиторов эпохи барокко. Своеобразие рефренных форм композиций Титова становится результатом внимательной работы автора с вербальным источником, определяется выбором текстового и музыкального рефрена или нескольких рефренов, их сложных взаимодействий с тематическим материалом. Благодаря внесению изменений в чередование строк и отдельных синтагм Титов формирует текстовые рефрены, получающие далее различное музыкальное и ритмическое оформление и играющие важную роль в раскрытии образного содержания концертов. Создание полирефренных композиций, работа с рефреном на макро- и микроуровнях рассмотрены как особенности композиторской техники Титова в четырехголосных концертах.

Ключевые слова

Василий Титов, партесный стиль, концерт, рефренная форма, «Цвете неувядаемый», «В кимвалех устнами чистыми», «О како беззаконное сонмище»

Список литературы

  1. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер.V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
  2. Гатовская Е. Е., Плотникова Н. Ю. Концерт Василия Титова «Цвете неувядаемый»: особенности композиции и хорового письма // Музыкальная археография — 2015: Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г. М., 2017. С. 187–208.
  3. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. C. 66–67.
  4. Жданов В. А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века: Дис. … канд. иск. М., 2014. С. 44.
  5. Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и презвитера лавры Саввы Освященного: церковнославянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона. Балашиха, 2009.
  6. Катунян М. И. Рефренная форма XVII века. К становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. трудов. Вып. 132 / Э. А. Стручалина, сост. М., 1994. С. 70–101.
  7. Переводы богослужебных текстов иером. Амвросия (Тимрота). URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postmpv.shtml (дата обращения: 30.11.2017).
  8. Протопопов В. В. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич, сост., науч. ред. М., 2011. С. 301–395.
  9. Холопова В. Н. Русско-украинский хоровой концерт. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 302–317.
  10. Христианские праздники. Рождество Богородицы. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы / М. Скабалланович, ред. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.

Данные об авторе

Гатовская Евгения Евгеньевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-6292-1759;
Электронный адрес: egatovskaya@yandex.ru.

Благодарности

Автор выражает благодарность профессору, доктору искусствоведения Плотниковой Н. Ю. за высказанные ею критические замечания.