Гатовская Евгения Евгеньевна
Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова
Ссылка на статью:
Гатовская Е. Е.
Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018.
Вып. 31. С. 83-101.
DOI:
10.15382/sturV201831.83-101
Аннотация
Настоящая статья посвящена рефренным формам в недавно введенных в научный обиход четырехголосных концертах выдающегося мастера партесного стиля Василия Титова. Материалом являются три концерта, два из которых — «Цвете неувядаемый» и «В кимвалех устнами чистыми» — посвящены Божией Матери, в третьем концерте — «О како беззаконное сонмище» — раскрываются трагические события Великой Пятницы. Формы с рефреном, широко распространенные в западноевропейской музыке с кон. XVI в., получили претворение и в творчестве русских композиторов эпохи барокко. Своеобразие рефренных форм композиций Титова становится результатом внимательной работы автора с вербальным источником, определяется выбором текстового и музыкального рефрена или нескольких рефренов, их сложных взаимодействий с тематическим материалом. Благодаря внесению изменений в чередование строк и отдельных синтагм Титов формирует текстовые рефрены, получающие далее различное музыкальное и ритмическое оформление и играющие важную роль в раскрытии образного содержания концертов. Создание полирефренных композиций, работа с рефреном на макро- и микроуровнях рассмотрены как особенности композиторской техники Титова в четырехголосных концертах.
Ключевые слова
Василий Титов, партесный стиль, концерт, рефренная форма, «Цвете неувядаемый», «В кимвалех устнами чистыми», «О како беззаконное сонмище»
Список литературы
- Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер.V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
- Гатовская Е. Е., Плотникова Н. Ю. Концерт Василия Титова «Цвете неувядаемый»: особенности композиции и хорового письма // Музыкальная археография — 2015: Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г. М., 2017. С. 187–208.
- Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. C. 66–67.
- Жданов В. А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века: Дис. … канд. иск. М., 2014. С. 44.
- Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и презвитера лавры Саввы Освященного: церковнославянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона. Балашиха, 2009.
- Катунян М. И. Рефренная форма XVII века. К становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. трудов. Вып. 132 / Э. А. Стручалина, сост. М., 1994. С. 70–101.
- Переводы богослужебных текстов иером. Амвросия (Тимрота). URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postmpv.shtml (дата обращения: 30.11.2017).
- Протопопов В. В. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич, сост., науч. ред. М., 2011. С. 301–395.
- Холопова В. Н. Русско-украинский хоровой концерт. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 302–317.
- Христианские праздники. Рождество Богородицы. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы / М. Скабалланович, ред. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.
Данные об авторе
Гатовская Евгения Евгеньевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-6292-1759;
Электронный адрес: egatovskaya@yandex.ru.
Благодарности
Автор выражает благодарность профессору, доктору искусствоведения Плотниковой Н. Ю. за высказанные ею критические замечания.