Гусейнова Зивар Махмудовна
Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века
Ссылка на статью:
Гусейнова З. М.
Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018.
Вып. 31. С. 70-82.
DOI:
10.15382/sturV201831.70-82
Аннотация
Термин «самогласен» устойчиво выписывается в русских нотированных рукописях, начиная с XI в., в качестве ремарки, сопровождающей отдельные песнопения. В научной литературе сложился устойчивый взгляд на «самогласен» как на указание мелодической самостоятельности песнопения, использующее в качестве антипода термин «подобен», при котором песнопение исполняется по мелодическому образцу (подобну). Между тем, Стихирари минейные, начиная с древнейших списков вплоть до конца XVI в., демонстрируют, во-первых, очень незначительное количество стихир, сопровождающихся ремаркой «самогласен»; во-вторых, несовпадение при сравнении списков репертуара стихир, сопровождающихся такой ремаркой; в-третьих, отсутствие во всех случаях в стихирах-самогласнах мелодически индивидуального распева. Автор статьи приходит к выводу, что термин «самогласен» вошел в певческие книги из Устава, где термин «самогласен дня» указывает на функцию стихиры отражать основные события праздника.
Ключевые слова
стихира, рукопись, Стихирарь минейный, самогласен, подобен, список
Список литературы
- Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014.
- Владышевская Т. Ф. Типографский Устав и музыкальная культура Древней Руси XI–XII веков // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. Т. 3. М., 2006.
- Гарднер И. А. Забытое богатство (о пении на «подобен») // Подобны / Л. В. Вовчук, сост., ред. Киев, 2004. С. 4–14.
- Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1990.
- Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1999.
- Потемкина Н. А. А. В. Никольский и его работа «Формы русского церковного пения»: методы анализа, терминология. URL: http://docs.google.com /a/gnesinacademy.ru /viewer?url= http://vestnikram.ru (дата обращения: 15. 01. 2017).
- Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 338–355.
- Скабалланович М. Толковый Типикон. Ч. II. М., 2004.
- Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971.
- Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии Святителю Николаю): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2007.
Данные об авторе
Гусейнова Зивар Махмудовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.